Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Русская изба».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Елена Николаевна

«Русская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izba.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

в старшей группе на тему

«Русская изба».

Воспитатель: Иванова Е.Н.

Г.Городец

2020г.

Приоритетная образовательная  область:«Познавательное развитие».

Интегрированные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формировать представления о жизни и быте русского народа, об устройстве русской избы, приобщать к народным традициям и обычаям.

Интеграция

образовательных

областей

Задачи

«Художественно-эстетическое развитие»

Формировать интерес к музыке, народному искусству. Формировать навыки исполнения русских народных танцевальных движений. Развивать художественно-творческие способности детей.

«Познавательное развитие»

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.), с кухонными принадлежностями (кочерга, ухват, чугунок, горшок,  самовар).Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Развивать конструктивные навыки.

«Речевое развитие»

  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Обогатить и активизировать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Развивать монологическую и диалогическую форму речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать навыки активного и доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр и бесед. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

«Физическое развитие»

Развивать интерес к народным  играм, координацию движений, психофизические качества (ловкость, быстрота), умение ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:

Беседы с детьми «Что такое русская изба?», «Как строили дом на Руси?», народной игры «Гори ,гори ясно.», чтение и разучивание стихов о русской печке, избе, рассматривание предметов русского быта.

Методы и приемы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, вопросы);

Наглядные (рассматривание презентации, старинных вещей); 

Практические (дидактическая игра «Старинный сундучок»,интерактивная игра «Угадай предметы быта русского народа», народная игра «Гори ,гори ясно»).

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация «Русская изба», интерактивная игра «Угадай предметы русского быта», предметы быта (вязаный коврик, сундук, ухват, кочерга , старинная посуда, самовар и т.д.); русские народные костюмы(взрослый и детские); музыкальное сопровождение.

Организация образовательной деятельности

Звучит  музыка  И.Купалы.

Садятся на стульчики.

На экране презентация (слайд-шоу) про русскую избу.

Воспитатель (в русском народном костюме):(слайд 1)Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Русская изба просторна и хороша, в гости нас приглашает она! Рассаживайтесь поудобнее! Ребята, вы заметили, какими словами я вас встретила? Что же означают они? Что означает слово «здравствуйте», когда вы его произносите?

Ответы детей: значит, желают здоровья.

Воспитатель: А еще я сказала: «Милости просим». Милость - от слова милый, т.е. прошу быть вас милыми. Милый, означает какой?

Дети: Ласковый, добрый, внимательный, заботливый.

Воспитатель: А сейчас я прочитает стихотворение о Руси:

                                Русь деревянная – края дорогие.

                                Здесь издавна русские люди живут.

                                Они прославляют жилища родные

                                Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной?

Воспитатель: Правильно, давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен и назывались такие дома - избы или сруб ,от слова рубить.

А сейчас пальчиковая гимнастика о том как строили избы на Руси:

                                        Всей семьею ,вчетвером

                                        Будем строить новый дом

                                        ряд за рядом бревна

                                        Мы положим ровно.

                                        Ну ,готово ,а теперь

                                        Ставим лесенку и дверь

                                        Вот и печка и труба

                                        Для крылечка два стола .

                                        Чердачок построим

                                        Тесом дом покроем.

                                        Щелки паклею забьем ,

                                        И готов наш новый дом.

Давайте и мы с вами построим русскую избу. Дети  и родители выкладывают пазл -дом .

(слайд 2) В избе комната одна, горницей названа она.

(слайд 3)«Изба о четырех углах». Один угол русская печь занимала .Семью от бед оберегала.

(слайд  4)                        Этот угол печным называли

                                Царством женщины считали

                                Здесь хозяюшки колыбельку качали,

                                В тепле старые да малые обитали,

                                Возле печки дети играли,

                                На полатях в тепле спали.

(слайд  5)                           

                                Русская печь необычна

                                           Для зимы придумана отлично

                                            Холодной зимой на печи лежали,

                                     Старые да малые бока отогревали.

                                     Внутри печь пустая, там топкая большая,

                                     Дровами ее разжигали, заслонкой печь закрывали.

                                     Тепло в печи сохраняли.

 

                                Ой ты, печка-сударыня.

                                Помоги нам, боярыня.

                                Печь не зря почитали

                                И стихами ее прославляли

 

                                Русская печка, будто живая! 

                                Преданно служит, покоя не зная.

                                Каши и щей всем досыта наварит,

                                Репу напарит, стряпнёю одарит.

                                Греет и лечит в мороз, в непогоду

                                Русскому люду на радость, в угоду!

Воспитатель:(слайд 5)

                                Горшки на шестке стоят

                                В печь скорей они хотят

                                Хозяюшка тесто замесила

                                Хлеба сотворила

                                Для щей все в горшок накрошила,

                                Да крупу для каши замочила.

Ребята ,а кто знает поговорку про русскую еду (Щи да каша пища наша .)

Игра : «Какие нужны продукты ,чтобы сварить щи»

(слайд 6)                       Огонь прогорал, жар в печи остывал.

                                Это – кочерга – угли мешать помогает она.

                                Для горшков место освобождает,

                                От огня хозяюшку оберегает.

(слайд 7)                        Это – ухват, хозяюшке помочь он рад.

                                       Ухватом горшки держали,

                                              Да в горнила печи толкали.

(слайд 8)                       Хлебная лопатка хозяйке нужна

                                              Хлеб выпекать помогает она

                                              Хозяйка лопаткой хлеб подхватила,

                                              Глубоко в печь положила.

(слайд 9)                           Хлеб в печи поднимался,

                                            Корочкой румяной покрывался,

                                            Щи томились в печи,

                                             Были очень хороши,

                                             Каша рассыпчата и вкусна,

                                             Детям нравилась она.

(слайд 10)Второй угол в избе напротив печи, там женщины и девицы сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали.

Игра : «Угадай предметы русского народа .» (слайд 11-21)

(слайд 22)Третий угол избы по диагонали от печи

Хозяева избы почитали,

                                Красным углом его называли,

                                Здесь душа избы обитает,

                                Всю семью объединяет.

                                        Гостей в красный угол провожают,

                                       За стол на лавки сажают,

                                              Да хлебом, солью угощают.

Воспитатель:(слайд 23)Четвертый угол – мужской, это угол не простой.

Здесь лавка-коник стоит, инструменты хозяин хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что-то мастерит.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, какие инструменты нужны мужчинам:

-Кланяется, кланяется, придет домой- растянется. ( топор)

-Весь мир кормит, а сама не ест. (пила)

-Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Воспитатель: (слайд 24) Горница- узорница  – чудо хороша. Посмотрите еще раз, какая красивая горница была в старину.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас есть сундук и в нем хранятся какие-то старинные вещи. Давайте посмотрим, что есть в сундуке.

Д/и «Старинный сундучок»Ребенок берет из сундука вещь, называет ее и говорит, зачем она нужна, из чего сделана.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А еще на Руси очень любили играть в игры. И мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Гори ,гори ясно».

Игра : «Гори ,гори ясно»

Ведущая: Ребята, что же вам понравилось и больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии?

Подведение итогов.

Спасибо Вам, гости дорогие. Приходите еще в гости, милости просим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»

ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),замечать изобразительно-выразительные средства, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская деревня

Цель: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине, пополнять активный словарь детей.Оборудование и материалы: картинки с изображением деревенских ...

Всероссийский урок «Урок чистоты». Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Берегите добрый лес» .

Программное содержание: - систематизировать и закреплять знания детей о животных леса, их детенышах;- формировать представление о приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;- совер...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Лето красное пришло»

Цель: обобщить знания детей о насекомых, цветах, ягодах и основных представлениях о лете.Задачи:- закрепление с детьми названий насекомых, цветов и ягод, активизация предметного, глагол...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Русский народный костюм"

Цели и задачи:сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталяхрасширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обога...