Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР на тему Папа, мама, я - дружная семья
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Захарова Алла Сергеевна

Цель - закрепление у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье как явлении общественной жизни. Знакомство с понятием родства.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Семья»;
  2. Совершенствовать навык словоизменения;
  3. Совершенствовать навык звукового анализа слова.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать умение составлять предложения по сюжетной картине.
  2. Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать умение заботиться и помогать своим родным.
  2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
  3. Развивать умение слушать друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект педагогического мероприятия

с детьми средней группы

компенсирующей направленностипо речевому развитию

«Папа, мама, я - дружная семья»

(коррекционно-развивающее занятие)

Подготовила и провела

учитель-логопед

Захарова Алла Сергеевна

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург 2021 г.

Цель - закрепление у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье как явлении общественной жизни. Знакомство с понятием родства.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Семья»;
  2. Совершенствовать навык словоизменения;
  3. Совершенствовать навык звукового анализа слова.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать умение составлять предложения по сюжетной картине.
  2. Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать умение заботиться и помогать своим родным.
  2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
  3. Развивать умение слушать друг друга.

Формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая, коммуникативная, двигательная, игровое упражнение «Раздели по первым звукам».

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Пособия: наглядные (картины), раздаточные (сюжетные картинки, муляжи фруктов, овощей, ягод), детали Лего.

Материалы и оборудование: мольберт.

Количество детей: 6 человек.

Ход образовательной деятельности

№ п/п

Этапы работы, виды заданий и упражнений

Организация

Рабочегопространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Организационный момент.

Составление предложений по сюжетной картине.

Дети входят в кабинет, стоят свободно рядом напротив логопеда и мольберта с сюжетной картиной.

Л: здравствуйте дети! Посмотрите на картину. Кого вы видите? Как назвать этих людей одним словом? Давайте скажем, кто чем занимается, отвечаем полным предложением. Например: мама моет посуду.

Л: Молодцы! В семье принято заботиться друг о друге и помогать друг другу.

Давайте поможем бабушке с мамой выжать сок и сварить варенье. Что вы хотите делать сначала: сок или варенье?

Дети здороваются с учителем-логопедом, рассматривают сюжетную картину и отвечают на вопросы.

Составляют предложения по картине.

Дети отвечают на вопрос.

Игра «Какое варенье? Какой сок?».

Дети подходят к столу. На столе стоят две банки.

Логопед берёт поднос с муляжами фруктов, овощей и ягод для сока (варенья).

Л: выберете любой фрукт, овощ или ягоду.

Л: Скажите, что вы выбрали? Например, у меня лимон - это фрукт.

Л: на столе стоит банка для сока (варенья). Вам нужно положить в банку то, что вы выбрали и назвать, какой сок из этого получится. Например: сок и лимона - лимонный.

Л: молодцы! Теперь давайте сварим варенье.

Логопед берёт поднос с фруктами и ягодами для варенья.

Л: выберете то, из чего вы хотите варить варенье.

Л: на столе стоит ещё одна банка, положите в неё фрукт или ягоду и скажите, какое варенье получится.

Л: Вы хорошо справились с заданием, всё правильно назвали!

Дети выбирают фрукт, овощ, ягоду.

Дети отвечают.

Дети выполняют задание.

Дети выбирают ягоду или фрукт.

Дети выполняют задание.

2.

Игра «Моя семья»

Дети становятся вокруг стола.

Л: ребята, скажите, вам приятно получать подарки? А дарить? Как вы думаете, зачем мы дарим подарки близким людям?

Л: давайте подойдём к столу и встанем вокруг него.

Л: в середине лежат картинки-подарки для наших членов семьи. Возьмите ту картинку, которая вам больше всего понравилась.

Логопед ставит на середину стола портреты мамы, папы, бабушки и дедушки.

 Л: ещё раз назовите членов семьи.

Л: теперь давайте скажем, кому мы хотим сделать подарок.  Будем говорить так: я подарю маме шарф, это мамин шарф.

Л: молодцы! А сейчас встанем на середину группы в полукруг и сосчитаем всех членов семьи. Повторяйте за мной движения.

Варианты ответов детей.

Дети встают вокруг стола.

Дети берут картинки.

Дети называют членов семьи.

Дети составляют предложения.

Дети становятся в полукруг напротив логопеда

3.

Физминутка

Дети встают, выходят на середину группы.

Раз, два, три, четыре

Кто живет у нас в квартире? 

Раз, два, три, четыре, пять 

Всех могу пересчитать; 

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! 

Шагают на месте,

Поворачиваются в стороны

Хлопают в ладоши

Пересчитываютуказательным пальцем

Загибают поочередно пальцы на руке.

5.

Игра «Раздели по первым звукам»

Включается звук ссоры детей.

Л: вы слышите? Что это за звуки?

Л: Брат с сестрой, Андрей и Оля не поделили картинки. Что будем делать, как поможем им помириться?

Л: Скажите, в имени Оля какой первый звук? А в имени Андрей какой первый звук?

Я предлагаю вам построить башенки вместе с Олей и Андреем.

На подносах лежат детали Лего. С каждого подноса возьмите по одной. Приглядитесь - это обычные детали Лего? Правильно, на них нарисованы картинки.

 Л: Давайте строить башни так: если название картинки начинается на звук А - мы отдадим деталь Андрею, а если на звук О - отдадим Оле.

Л: Благодаря вам, ребята, Оля с Андреем помирились и говорят вам «Спасибо!».

Дети отвечают.

Дети рассуждают, предлагают варианты решения проблемы.

Дети определяют первый звук в слове.

Распределяют картинки по первым звукам.

Дети рассматривают свои детали Лего, находят на них картинки.

Дети определяют первый звук в слове и строят башни.

6.

Игра «Чего не хватает?»

Дети становятся перед коврографом в две колонны: первая и вторая команда.

Л: На коврографе в ряд расположены картинки. Давайте назовём их.

У каждой картинки чего-то не хватает. Ваша задача по очереди подойти к коврографу и подобрать недостающую деталь. Все детали лежат в контейнере под коврографом. Тот, кто «починил» картинку, говорит полным предложением, что он починил.

Говорим так: «Я помогла (помог) папе и дедушке починить стул».

Дети называют картинки.

Дети выполняют задание.

8.

Подведение итогов занятия

Л: дети, о чём мы говорили на занятии? Чем мы сегодня занимались? Что вам было легче всего делать? Что было делать трудно? А что делать вам понравилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы.

Список используемой литературы:

1) Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003. -  128 с.

2) Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет (средняя группа). — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 640 с.

3) Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Папа, мама, я — дружная семья!»

Цель: формировать представление детей о семье, о нормах и правилах поведения и общения с близкими людьми....

Конспект спортивного праздника в старшей группе. Тема: " Папа, мама, я -дружная семья".

Сохранение и укрепление здоровья детей, и развитие психоэмоциональной сферы...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Космос»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшегодошкольного возраста с ОНРна тему: «Космос»...

Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»

Конспект родительского собрания Тема: «Папа, мама, я - дружная семья»...