Применение ИКТ на занятиях по развитию речи в ДОУ.
материал по развитию речи (старшая группа)

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Использование ИКТ входит и в систему дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_primeneniem_ikt.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Применение икт на занятиях по развитию речи в ДОУ.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование информационных технологий имеют ряд преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;
  • возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
  • ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию детей 5-7 лет привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования обучающихся, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога. 

Применение ИКТ в работе с дошкольниками имеет огромное значение:

  1. Расширяется представления об окружающем мире, обогащается словарный запас.
  2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
  3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
  4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка.
  5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.
  6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Все подобранные и адаптированные к детям информационные материалы можно условно подразделить на несколько групп:

1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. (Профессии, Матрешки, Правила поведения и т.п.)

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счёту, количеству и т. д. (Звук «А», «Звуки-Буквы» и т.п.)

3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН (Викторина по сказкам К. Чуковского, презентации по русским народным сказкам, презентации по художественно-литературным сказкам).

4 группа – различные виды гимнастик (Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, динамические паузы).

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала можно назвать мультимедийную презентацию. Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка

Использование компьютерных презентаций на занятиях со старшими дошкольниками имеет множество преимуществ:

  1. увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;
  2. способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;
  3. использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;
  4. способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;
  5. формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
  6. способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);
  7. формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха

Медиазанятия позволяют сформировать у дошкольников грамматический строй речи в достаточно небольшие сроки. Благодаря организации с ИКТ у детей происходит:

  • стимулирование речевой активности;
  • увеличение речевой деятельности;
  • появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия.

В работе по развитию речи с применением ИКТ можно использовать следующие варианты:

  1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
  4. Рассказы по цепочке.
  5. Игры типа: «Чего не стало?», «Покажи и назови», «Чего не хватает?».

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

  1. Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию.
  2. Использование физкультурных минуток.
  3. Прослушивание рассказов, потешек, стихотворений.

Рассмотрим несколько примеров того, как можно использовать ИКТ в развитии речи дошкольников.

• Сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" -http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

•         подбор иллюстраций к заданной теме,

•        подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,

•        просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

•         отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),

•         просмотр отобранного,

•         набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Использование развивающих компьютерных программ

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что их использование в воспитательно-образовательном процессе следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа:

  • при использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
  • после завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.
  • продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.
  • положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Применение ИКТ на занятия по развитию речи

Интерактивные технологии в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Конспекты занятий по развитию речи применение связанной речи Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи  применение связанной речиПересказ сказки «Лиса и козел»Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции ска...

П Р О Е К Т " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."

П Р О Е К Т  " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."...

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в п...