Применение ИКТ на занятия по развитию речи
статья по логопедии на тему

Интерактивные технологии в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их  возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления.

Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности позволяет расширить творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.

Интерактивные технологии в образовании  являются незаменимым инструментом для индивидуального и коллективного обучения. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на занятиях по развитию речи охватывал следующие направления:

Направления коррекционной деятельности

Задачи

Содержание

Методы, приёмы

Звукопроизноше-ние

Развитие фонематического слуха

Уточнить правильную артикуляцию звука.

Подготовить органы артикуляции к постановке звука.

Развивать умение слышать и различать изучаемый звук  среди других звуков

Интерактивная доска

а) Модели артикуляции соответствующего звука отражают положение органов артикуляционного аппарата

Дети определяют правильное и неправильное положение органов артикуляции при произнесении заданного звука

Интерактивный  стол

б) «Сломалось пианино. И теперь звуки клавиш издают непонятные звуки». Назовите,  какие предметы издают клавиши. Сначала нажми на клавишу, а потом на картинку, звук, которого ты услышал.

в) Дети по очереди нажимают на животных, слушают их голоса.

г) Ставится задача перед детьми: каких животных позвала бабушка? Слушают звуки и определяют.

«Нарисуй фигуру ротика»

«Дорисуй у Незнайки рот»

Оценка артикуляции происходит на основе изображения Весёлого языка в своем домике. Весёлый показывает правильную артикуляцию, а Грустный – неправильную.

«Починим пианино»

Упражнения «Чей это голос?» 

«Чей рык?», «Чей вой», «Чей визг?», «Чей рёв?»

«Нажми на кнопку»

Общая и мелкая моторика пальцев рук

Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Интерактивная доска

а) Дети под ритм, показ движений повторяют упражнения на развитие общей моторики

Интерактивный стол

б) Действия по выполнению упражнений на развитие мелкой моторики направленны на регуляцию мышечного тонуса  Приложение 3

 

Приём «Дискотека»

Упражнения на экране:

«Лодочка»

«Дерево» «Бревнышко»

«Скачет зайка другой»

Обучение грамоте

Развивать фонематический слух через восприятие неречевых и речевых звуков.

Интерактивный стол

а) Работа по развитию  слухового восприятия начинается с неречевых звуков.

Интерактивная доска

б) Для запоминания акустической характеристики звука на экране схема анализа: синий круг-твёрдый звук, зеленый – мягкий;

модель слова, которую необходимо соединить линией на экране с предметом.

в) Детям необходимо помочь девочке собрать те  цветы, в  которых слышится звук (А).

слуховые ассоциации:

«Вода капает»

«Дверь скрипит»

«Стучит молоток»

«Звуки дома»

«Найди дорожку к слову»

«Преврати звук в букву»

«Собери цветы»

Словарный  запас и грамматический строй речи

Развивать номинативный, предикативный, атрибутивный словарь.

Совершенствование грамматического строя речи.

Интерактивная доска

б) Дети говорят о том, чья мордочка видна из-за дерева.

Нажатием на деревья и кусты (анимация: исчезновение) ребятам предлагается проверить, точно ли это лосиные рога, медвежья морда и т. д

Ребенок рукой обводит какой-либо объект произвольной фигурой (круг, квадрат, а эта фигура преобразуется в ровную геометрическую фигуру и все пространство внутри неё как бы выдвигается вперед, увеличивается. Остальная поверхность картинки затеняется).

Игра

«Чей хвост?»,

«Чья мордочка?»,

«Чья лапа?»

«Чьи уши?»

«Чьи рога?»

Связная речь

Совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко; умение составлять описательные рассказы по заданному плану; совершенствование пересказа сказок; составление рассказов по серии картин, по сюжетной картине.                                        

Интерактивная доска.

Картинки распределены на экране в хаотичном порядке. Дети составляют последовательно, тем самым проговаривают весь рассказ.

Игра

«Спасём принцессу»

«Поможем ручью»

«Зверюшки на дорожках»

«Помоги животным»

«Отпусти рыбку»

Упражнение

«Дорисуй картинку и составь предложение»

«Наоборот» «Друзья»

«Составь рассказ»

Также использовались компьютерные ресурсы в виде готовых продуктов:

- компьютерные логопедические тренажёры : игры онлайн «Мерсибо»

- обучающие игры:

  • "Учимся говорить правильно” (ООО "Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
  • "Баба-Яга учится читать” (Компания "МедиаХауз”, 2003).
  • "Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
  • "Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001).
  • "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005).
  • "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005).
  • "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010).
  • "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).
  • "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998).
  • Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).
  • "Азбука – малышка” (ТО "Маски”, 2008).
  • "Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.

- практические упражнения, задания

  • картинки-раскраски по лексическим темам
  • онлайн-игра «Раскрась алфавит»
  • онлайн-игра фонетическая раскраска
  • онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
  • использование различных порталов и сайтов

 - мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)

  • Презентации - картинки;
  • Электронные книжки;
  • Сказки, загадки;
  • Электронные игры по развитию речи и ВПФ;

Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Они подражают звукам, повторяют слова за диктором, а значит, развивают свою речь.

Электронные презентации используются на различных этапах коррекционно-логопедической работы. На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени, можно предложить поиграть с котом Мурзиком. А, например, упражнение «Песенка змеи» направлено на формирование длительного речевого выдоха. Или игра для автоматизации звука «Ш» в начале слова: змея ползет по дорожке к своему домику. Также использую большое количество слайдов с картинками для автоматизации и дифференциации звуков в различных положениях в слове, для работы на лексико-грамматическом уровне и уровне связной речи. Задания применяются в любой части логопедического занятия: в начале - для включения детей в работу; в середине - для подачи основного материала; в конце - для закрепления полученных знаний. Подготовленные в виде таких мультимедийных презентаций материалы предлагаю и родителям. Такой способ выполнения рекомендаций использую в процессе домашних занятий который вызывает интерес не только детей, но и родителей. Информационно-компьютерное пространство объединило усилия всех участников: ребенка, воспитателей, учителя-логопеда, профильных специалистов и семьи.

 Система работы реализуется через использование определенного сочетания методов и приемов:

  • наглядные: наблюдение, показ, подражание;
  • словесные: беседа, пересказ, рассказ по алгоритму, словарная работа;
  • практические: дидактические, информационно-компьютерные, речевые игры, проблемно-поисковые.

Таким образом, интерактивные технологии в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их  возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления.

Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности позволяет расширить творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.

Интерактивные технологии в образовании  являются незаменимым инструментом для индивидуального и коллективного обучения. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Конспекты занятий по развитию речи применение связанной речи Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи  применение связанной речиПересказ сказки «Лиса и козел»Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции ска...

Применение ИКТ на занятиях по развитию речи в ДОУ.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

П Р О Е К Т " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."

П Р О Е К Т  " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."...

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в п...