Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам малых фольклорных жанров"
проект по развитию речи (младшая группа)

Караваева Юлия Александровна

Проеки " Развитие речи детей младшего дошкольного влзраста по средствам малых фольклорных жанров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора».

Актуальность

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.

Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала проект по теме: «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Введение в проект

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с ними всегда обогащают и облагораживают. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.  

Проблема:

В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных   потешек   "Сорока - белобока...". «Ладушки»,    не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей  в  вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста     через знакомство с произведениями русского народного творчества.

Для решения задач речевого развития был разработан проект  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам малых фольклорных жанров»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный (один год)

Участники проекта: дети первой младшей группы,

воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

воспитанников.

Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

 

Задачи проекта:

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
  • Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты проекта:

Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;

Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;

Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;

Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Продукты проекта:

  • Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
  • Фотовыставка  Огород на подоконнике”
  • Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
  • Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек –самоделок «Ладушки-ладушки»
  • Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
  • Презентация проекта.
  • Перспективное планирование по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Вводный:

Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.

Содержание:

  • Анкетирование родителей.
  • Подбор методической литературы.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках (картотеки).
  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни малыша» и др.
  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок,

кукольного театра, игровые зоны, и пр.)

Этапы реализации проекта:

Вводный:

  • Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.

Содержание:

  • Анкетирование родителей.
  • Подбор методической литературы.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках (картотеки).

  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни малыша» и др.
  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)

Основной:

Цели: реализация проекта согласно плану.

Содержание:

  • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
  • НОД (речевые игры)
  • Заучивание потешек, закличек, поговорок.
  • Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
  • Прослушивание русских народных сказок.
  • Участие детей в развлечении «В гости к солнышку».

Заключительный.

Цели: подведение результатов проекта.

Содержание:

  • Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
  • Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях «В гости к Солнышку».

Совместная деятельность с детьми

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
  • Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'», «Божья хороша» .
  • Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина;
  • рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Петушок»).
  • «Огород на подоконнике»
  • Театральная деятельность. Обыгрывание потешек  Кисонька, мурысонька”, “Улитка, улитка”, “Солныщко – ведрышко”

Совместная деятельность с родителями.

  • Чтение потешек детям дома.
  • Заучивание потешек вместе с детьми.
  • Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки».
  • Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками “Собери картинку”.  Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
  • Организация выставки “Огород на подоконнике”. 
  • Изготовление книжек –самоделок “Ладушки – ладушки”

Взаимодействие с педагогами ДОУ

  • Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
  • Сбор методической литературы.
  • Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
  • Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Библиографический список

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

3. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”//Дошкольное воспитание, 2000, №4.

4. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.

5. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9

6. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание,1995, №9.

7. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

8. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.

9. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.

10. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.

11. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм.

общие сведеньякопии документовфотографииработа с родителямиметодическая копилка...

Методическая работа на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм".

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.2.Актуальность опыта.3. Ведущая педагогическая идея.4. Педагогический опыт.4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.4.2 Загадка.4....

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

laquo;Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственн...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...