"Путешествие в русскую избу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фещенко Анна Михайловна

Конспект НОД по речевом развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_2.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу»

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеству русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, ухват, горшок, сито,  деревянная ложка, самовар  и т. д.);

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа

Ход НОД

1.        Момент приветствия

Воспитатель:

В Брянском  крае,

В Сураже – граде

В нашем саду

Создали мы русскую избу.

Собирали всё по крупицам,

Чтобы было чему удивиться.

2.        Игровой момент «В гости в Русскую избу»

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие в прошлое в «Русскую избу» ко мне в  гости к Хозяюшке. Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.(Клубок катиться, а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.)

(Хозяйка избы встречает детей у входа).

3.        Хороводная игра «Заря - зарница»

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в мою любимую Хороводную игру «Заря - зарница»

Дети встают в круг, берутся за руки. За кругом находится ведущий .Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз – два – три, не воронь, а лети как огонь

4. Беседа об избе

Воспитатель:  Гости дорогие, прошу вас в избу, будьте как дома.

Заходим в избу садимся на лавки

Воспитатель : Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Ребята, а какие дома бывают?

Дети: Большие, маленькие, многоэтажные, одноэтажные, кирпичные, блочные, деревянные.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей).

Воспитатель: Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).

Воспитатель: Почему говорят«В гостях хорошо, а дома лучше (ответы детей).

Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (Лиственница).

Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Кто знает?

Ребёнок: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

Ребенок: В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Ребята, а как раньше люди называли свои дома?

Дети: Избы.

Воспитатель: А почему раньше в избу люди входили согнув голову?

Дети: Двери в избе были не высокие, а порог  высоким – это нужно было для того, чтобы тепло не уходило из дома.

5.Беседа про печь.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте загадку и скажите:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (Печь).  

Воспитатель: Что же такое печь? Кто знает?

Ребёнок: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Ребёнок: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Ребёнок: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Ребята, а давайте насыпим гречневую крупу в наш чугунок, каким стал чугунок?

Дети: Тяжелым.

Воспитатель: Давайте поставим наш чугунок с гречкой в печь. Печка наши пылает огнем и жаром, каша в не быстро приготовилась.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Послушайте  про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: А где в избе стоял ухват?

Ребёнок: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Ребёнок: Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

6. Беседа про сито.

Воспитатель: А вот и еще одна загадка для вас.

 «Новая посудина, а вся в дырках» (сито).

Воспитатель: А что такое сито?

Ребёнок: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать просеять муку?

Дети: Да

Дети пробуют просеять муку через сито.

7. Беседа про ложки.

Воспитатель: Какие вы умные детки. Есть  у меня еще одна

Воспитатель: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Воспитатель: Ребята, а из чего раньше в старину делали ложки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А из какого дерева?

Дети: Липа, осина

Ребёнок: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем поиграть на ложках

Песня - танец « К нам гости пришли»

Дети под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках и бубне.

Воспитатель:

7.Беседо про самовар

Воспитатель: Со всеми загадками вы справились. Но осталась у меня одна, самая сложная.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Воспитатель: Что такое  самовар?

Ребёнок: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель:  Ребята, а давайте пригласим наших гостей, заварим чай и попьем его с пирогом, который испекла я в нашей печки из просеянной муки.

Воспитатель: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Не хочу, чтобы вы от меня с пустыми руками возвращались. (угощаю баранками)

Воспитатель: Славилась русская изба гостеприимствами всегда! До свидания, ребята!

Дети прощаются с хозяйкой, с помощью клубка возвращаются в группу.

Воспитатель: Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по русской избе

Дети должны знать историю своей страны,культуру своего народа....

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...

Тематический досуг на тему: «Путешествие в русскую избу».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13560147","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"360"}}]]...

Проект в старшей группе "Путешествие по русской избе"

Методическая разработка проекта по теме "Русская изба" для старшего дошкольного возраста....

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»

Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и  закрепляют  знания и навыки, полученных ...

Беседа "Путешествие по Русской избе".

Беседа  "Путешествие по Русской избе"....