Скороговорки и чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у дошкольников.
учебно-методический материал

скороговорки

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Скороговорки и чистоговорки

как средство развития артикуляционного аппарата у дошкольников»

             Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить        звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов. Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

     Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками. Их роль как речевого материала в развитии детской речи чрезвычайно велика. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Поэтому на этапе обучения грамоте, возникает необходимость регулярного использования артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок. 

Скороговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи. Скороговорки - это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество. Кроме того, знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своем языке, его истории, культуре и традициях.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

1) Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

2) Подумай, о чём в ней говорится, выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

3) Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

- с вопросительной;

- весело;

- грустно;

«запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в младшем дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Чисто- и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок — в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем. Упражнения с использованием чисто и скороговорок могут быть применены как на занятиях родного языка, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и др. для детей старшего дошкольного возраста).

       Одно-два упражнения можно включать  в звуковые зарядки, физкультурные минуты, проводимые на занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой.

      Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны, особенно эффективно их использовать на уроках обучения грамоте при изучении новых звуков. Работать со скороговорками нетрудно. Можно придать этим упражнениям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам. Они будят фантазию ребенка, помогают проявить интерес к многообразию звуков, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи и, конечно, развить артикуляционный аппарат, но основе речевой гимнастики.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются небольшие по объему, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.

       В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью детям предлагают следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно), выделять голосом во фразе отдельные слова (группы слов), с вопросительной (утвердительной интонацией).

Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстро (умеренно, в слегка замедленном темпе).

Можно предложить произнести чистоговорку с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» — тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» — вполголоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» — громко, в назидательном тоне (третий ребенок).

Чередуя таким образом задания, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.

Такие упражнения можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, дошкольникам с замедленной речью — в обычном темпе или в слегка ускоренном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики

Программа развития мелкой и артикуляционной моторики при помощи биоэнергопластики...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

Основное направление проекта: развитие артикуляционного аппарата у детей с ОНР с помощью чистоговорок, закрепление произношения поставленных звуков....

Отзывы на Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

В документе приведены отзывы родителей и педагогов на реализованный проект для дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи...