Протоект по речевому развитию "Говорушки"
проект по развитию речи

Чеберда Ирина Владимировна

Протоект по речевому развитию "Говорушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govorushki.docx329.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Каменский ДС»

ПРОЕКТ

по речевому развитию

«ГОВОРУШКИ»

                                                                                                                                   

  Воспитатель: Чеберда И.В.

 «Сказка - это то золото, что блестит

 огоньком в детских глазках»

 Андерсен Ганс Христиан

Тип проекта

Информационно- практико-ориентированный

Место реализации

МБДОУ «Каменский ДС»

По виду деятельности

Творческий

По форме реализации

Групповой

Возраст детей

3-4 года

Исполнители

Дети разновозрастной группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Средней продолжительности

Области интеграции

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Игровая деятельность»

Паспорт проекта

Актуальность проекта

      Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки), пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Практическая значимость проекта

  • Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики.
  • Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность.
  • Укрепление связи семьи и ДОУ.

Цель проекта

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
  • Обогащать, активизировать речь детей.
  • Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
  • Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
  • Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
  • Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
  • Развивать интерес к народному творчеству.
  • Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
  • Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
  • Воспитывать любовь к окружающему.
  • Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.

Ожидаемый результат

У дошкольников

развитие речевого потенциала через приобщение детей к сказкам, потешкам, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;

- развитие личности ребенка, как активного участника проекта;

- формирование умения характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок;

- использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной).

У воспитателей

- повышение педагогической компетентности по теме проекта;

- внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями;

- организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности;

- создание картотеки игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

- проведение родительского собрания, семинара и мастер-класса;

- проведение анкетирования;

- организация выставок и конкурсов;

- организация итогового развлечения «Приключения Колобка» по результатам проектной деятельности.

У родителей

- активное участие в реализации проекта;

- оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды группы;

- принятие участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах;

- принятие участия в мастер-классе, семинаре и родительском собрании;

- создание дома условий для воспитания и развития детей.

Принципы

Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
  • принцип интегративности;
  • научной обоснованности и практической применимости.

                                Формы сотрудничества

        

        

Ресурсное обеспечение проекта

  • Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр и учебно-методических пособий, настольно-печатные игры, материалы мероприятий.
  • Материально-техническое: компьютер, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.
  • Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Механизмы реализации проекта

1 этап – организационно – диагностический, сроки реализации

06 – 30 сентября 2021 года.

Цель: определение содержания проекта,постановка мотивации, цели, задач по организации проекта,определение перспектив.

  • Определение темы проекта;
  • формулировка цели и определение задач;
  • постановка цели и задач, определение продуктов проекта;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений;
  • выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта;
  • составление перспективного плана, разработка циклов НОД;
  • мотивация родителей на совместную деятельность;

Вывод:

На 1 этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:

  • Определили актуальность темы;
  • Провели диагностику, анкетирование;
  • Сформулировали цель и задачи проекта;
  • изучили методическую, психолого-педагогическую литературу;
  • выбрали формы, методы и приемы взаимодействия между участниками проекта;
  • составили перспективное планирование;
  • организовали пополнение развивающей предметно-развивающей среды.

Проблемы:

Низкая  мотивированность родителей на сотрудничество с детским садом.

2 этап – основной, сроки реализации с 1 октября по 30 ноября 2021 года.

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

  • Работа по перспективному плану;  
  • Проведение организованной деятельности с детьми;
  • Использование методической и художественной литературы, наглядно-дидактического, аудио- и видеоматериала по теме проекта;
  • Проведение родительского собрания;
  • Изготовление книжек-малышек со сказками и потешками родителями;
  • Размещение информации для родителей.

Перспективный план работы над проектом

Речевое развитие

-Знакомство с русскими народными сказками и потешками.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам.

-Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь».

- Инсценировка «Репка», «Теремок»

- Пальчиковый театр «Теремок», «Колобок»

-Пересказ сказок с опорой на схемы.

- Чтение и разучивание потешек

-Пальчиковые игры: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Апельсин», «Сидит белки на тележке», «Капуста», «Мы ходили на базар», «Копаю, копаю лопатой снежок» и др.

-ООД пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок», пересказ сказки «Лиса, заяц и петух», «У страха глаза велики», рассматривание картины по теме «Осень»;

- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Шарик», «Гармошка», «Маляр», «Сказки про язычок"

Познавательное развитие

- ООД: «В гостях у осени», «Овощи с огорода», «Мои любимые сказки».

- Беседы «Моя любимая книжка», «Для чего нужен язык», «Что за прелесть эти сказки», «Правила обращения с книгой»

- Наблюдения на прогулках

Социально – коммуникативное развитие

- Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Построим теремок»; «Ждем в гости Машу и медведя», «Семья».

- Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию сказочного героя»,  «Узнай сказку» (по иллюстрациям), «Помоги герою сказки», «Узнай, чья тень»,

Лото «Собери сказку» (из частей), «Угадай последовательность сказки»,«Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок»

- Конструирование «Теремок», «Дорога к дому бабушки», «Огород для репки», «Домик для зверят»

Художественное – эстетическое развитие        

- Лепка «Колобок», «Репка»

- Рисование «Сказочный домик», «Рукавичка»

- Аппликация «Теремок», «Зайчик»

Физическое развитие

-Дыхательная гимнастика: «Листопад», «Сердитый еж», «Слабый и сильный ветерок», «Горячий чай», «Дровосек», «Качели». «Надуй шарик», «Вырасти большой», «Каша кипит», «Насос»

- Физминутки: «Листопад», «Прилетели воробьишки в огрод», «Тучи дождевые», «Детский сад». «Часы», «Зайчик», «Самолет», «Нам сегодня не скуки», «Мишка вышел из берлоги».

- Подвижные игры: «Зайка серенький

Работа с родителями

- Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;

- Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль книги в жизни ребенка»; «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие речи детей 3-4 лет», «Ум на кончиках пальцев»;

- Оформление выставки книг «Сказки, которые мне читают дома»;

- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;

- Изготовление книжек-малышек «Мои любимые сказки»

     Вывод: на 2 этапе проводились все запланированные мероприятия.

3 этап – заключительный, сроки реализации 1 - 27декабря 2021 года.

Цель: анализ и подведение итогов работы.

  • диагностика уровня сформированности речевых знаний детей;
  • презентация проекта;
  • сбор накопленного материала.

Результатами осуществления проекта «Говорушки» стали:

Показатели

У дошкольников

- познакомились с русскими народными сказками и потешками;

- научились распознавать  сказочных героев по иллюстрациям;

- научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;

- расширился и обогатился словарный запас детей;

-  повысилась речевая активность, эмоциональный отклик на фольклорные произведения;

- научились применять полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;

- сформировался интереси любознательность ко всему окружающему.

У родителей

- стали больше времени уделять чтению с детьми

- стала более высокой активность в сотрудничестве с ДОУ

        

Показатели

Методическое обеспечение процесса социализации у детей

- Произведена подборка литературы по вопросам проекта;

- постоянно идет обновление РППС группы;

- произведена подборка консультаций, информации для детей и родителей по тематике;

- создана картотека игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

- создан сборник картин и иллюстраций по сказкам и потешкам;

- созданы дидактические и настольные игры по тематике.

Практический

- Проведено родительское собрание «Связная речь-главное достижение в развитии речи детей 3-4 лет»;

- проведен семинар-практикум…..;

- проведен мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые игры дляразвития речи детей»;

- организована выставка книг «Сказки, которые мне читают дома»;

- выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;

- изготовлениекнижек-малышек«Мои любимые сказки»:

- проведено развлечение «Приключения Колобка».

   

       

       Вывод: на 3 этапе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.

      Дети с увлечением научились слушать сказки, научились пересказывать содержание сказок, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Детям нравится рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. У детей появился интерес к играм-драматизациям. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие в совместной деятельности. Повысился уровень культуры родителей по проблеме приобщения детей к литературе. Родители перешли из наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Итоги проекта показали, что привлечение сказки в педагогический процесс является важнейшим источником успешного развития дошкольников. Для меня очень важно, что моя работа не прошла даром, цель достигнута. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....