Статья на тему: "Проблемы развития речи у детей".
статья по развитию речи

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Проблемы развития речи у детей".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.

Говорить умеют все, но говорить правильно, только единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи собственных  мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Это период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, у которых имеются нарушения в речи,  начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Уровень  речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую родную речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.

       Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной

          Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники  обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи.

Связной речью обычно называют способность человека формулировать и формировать свою мысль с помощью языка. Речевая деятельность в данном случае представляет собой форму коммуникативной и социальной активности или вербального общения, которое является результатом общения людей друг с другом.

Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:

-Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

-Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

-Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.

-В речи должно использоваться художественное слово.

-Речь должна быть выразительной.

-Речь должна быть эмоционально насыщенной.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимосвязь педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель такой взаимосвязи  – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка. Мы, педагоги нашего детского сада взаимосвязь с семьей выстраиваем в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой  общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате диагностического обследования в начале учебного года.

В нашем детском саду собран специальный развивающий материал, которым обеспечиваются дети для работы в условиях детского сада. Сюда относятся: художественная литература для детей, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы  для развития общей тонкой моторики. Существуют консультации для родителей по вопросам и проблемам речевого развития,

Взаимосвязь воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация. Статья "Преодоление трудностей в развитии речи у детей"

Основные направления развития речи детей в музыкальной НОД...

Статья на тему " Проблема творчества детей во взглядах педагогов и психологов"

В истории  дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очере...

Статья на тему "Проблемы развития речи у детей".

Почему  проблема развития речи является одной из актуальных....

Компьютерная презентация по теме: Проблемы развития речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ. Пути решения.Из опыта работы Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова

Ранний возраст - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом зтапе, первые годы жизни не имеют себе равных. Это самый благоприятный период освоения о...

Консультация для родителей на тему "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе - речь. Высказывание или связная речь - это несколько законченных предложения, которые соединены между собой по тематике, смыслу и...

Статья на тему: "Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

В данной статье представлена характеристика понятия «эстетического воспитания» и «эстетика», так же представлены особенности эстетического воспитания и формы...

Консультация для родителей на тему:"Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку развить связную речь.Что  означает понятие "связная речь"?Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью....