ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРАЯ НАУЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Актуальность проектной деятельности определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

«ИГРАЯ НАУЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»

Возраст детей: 6-7 года

Срок реализации: 1 год

                                                                                               Составитель:

                                        Кострюкова И. В.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Актуальность: Актуальность проектной деятельности определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

       Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

       Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л.С. Выгодский, А.Н. Монтьев, Д.Б. Элькони, А.В. Запорожец, В.В. Виноградов, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

       Игра, как ведущий вид деятельности детей-дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, поскольку речь имеет большое значение для воспитания и обучения ребенка, формирование его как личности.

Цель проекта: Развитие речи, обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Внедрить в процесс работы использование дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, театрализованных игр и упражнений, направленных на повышение уровня речевого развития детей;
  • Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросе развития речи детей в домашних условиях.

Развивающие:

  • Развивать все компоненты устной речи;
  • Формировать грамматический строй речи;
  • Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;
  • Упражнять детей в словообразовании и словоизменении.
  • Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности;
  • Учить вести диалог;
  • Развивать умения задавать вопросы;
  • Активизировать внимание, память, зрительное восприятие, развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.
  • Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), специалисты и педагоги ДОУ.

Методы, формы работы:

Диагностика,  беседы, игры на  занятиях, наблюдения, игровые упражнения, музыкальные и спортивные развлечения, праздники, физкультминутки, привлечение родителей .

Тип проекта: игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 - май 2022)

Ожидаемые  результаты проектной деятельности:

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
  • Повышение интереса детей к родному языку.
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей.
  • Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей.
  • Формирование навыков связной речи у детей.
  • Развитие навыков запоминания у детей.
  • Использование воспитателями в работе по речевому развитию дидактических игр и упражнений.
  • Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
  • Повышение качества образовательного процесса.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.

Материально-техническое оснащение:

  • подборка консультативного материала для родителей
  • подборка иллюстраций и детской литературы
  • картотека речевых игр
  • игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры, словесные игры
  • сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чистоговорки
  • атрибуты для сюжетных, подвижных и игр-драматизаций.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (3,4-я неделя сентября 2021 год)

II этап - практический (октябрь 2021 год – май 2022год)

III этап - обобщающий (3,4-я неделя май 2022год)

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (3,4-я неделя сентября 2021 год)

Цель:

  • Выявить у детей знания и умения по теме.
  • Повысить интерес к проблеме.
  • Определить цели и задачи проекта.

Содержание:

  • Проведение диагностики.
  • Изучение научно- методической литературы;
  • Составление перспективного плана;
  • Индивидуальные беседы и консультации по теме;
  • Оформление наглядной информации.
  • Создание предметно - развивающей среды.

II этап - практический (октябрь 2021 год – май 2022год)

Цель:

  • Повысить речевой уровень у детей
  • Активизировать сотрудничество воспитателя и родителей группы.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Создать картотеку дидактических игр и упражнений.

Содержание:

  • Проведение дидактических игр и упражнений по развитию речи
  • Создание и проведение комплекса упражнений и дидактических игр на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи:
  • Создание и проведение комплекса дидактических игр и упражнений, применяемых на индивидуальных занятиях по устранению нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия
  • Индивидуальные беседы и консультации по теме.
  • Оформление наглядной информации для родителей.
  • Оформление наглядной информации для педагогов
  • Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
  • Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.
  • Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.
  • Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.
  • Анкетирование родителей
  • Консультации для родителей:
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.
  • Изготовление дидактических игр и атрибутов для игр-драматизаций по развитию речи воспитателями и родителями.

III этап - обобщающий (3,4-я неделя май 2020год)

Цель:

  • Выявить у детей знания и умения по теме.
  • Познакомить с результатами проекта.
  • Подвести итоги проекта.

Содержание:

  • Проведение диагностики.
  • Проведение родительского собрания.
  • Просмотр презентации по теме.
  • Выступление на педагогическом совете.
  • Анализ проделанной работы.

Список использованной литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательгная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб: Детство – ПРЕСС, 2014.
  2. ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Роменская Л., 2014.
  3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2014 г.
  4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду /  А. К.Бондаренко. -  М.: Просвещение, 2014.
  5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко,            А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. - № 3. – С.14-15.
  7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - М. ,2014.
  8. Максакова А. И. Учите, играя / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2014.
  9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
  11. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко.- Воронеж, 2006.
  12. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Ювента, 2014.
  13. Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи  /Г. С. Швайко / под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2014.

Дата

Работа с детьми

Работа с

родителями

Работа с

педагогами

Сентябрь (3,4-недели)

Проведение диагностики.

Составление перспективного плана.

Создание предметно - развивающей среды.

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

Индивидуальные беседы по теме

Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь».

Октябрь

Дидактические игры:

«Угадай»

«Какое небо»

«Горячо – холодно»

«Вчера, сегодня, завтра»

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Листопад»

«День – ночь»

Театрализованные игры:

Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители»

«Больница»

Консультация «Уровень развития речи 6-7 лет»

Консультация «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Дидактические игры:

«Из чего сделана посуда»

«Узнай по описанию»

«Найди такой же»

«Узнай по голосу»

Подвижные игры:

«Море волнуется»

«Гуси–лебеди»

«Подбрось – поймай»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Почта»

«Детский сад»

1.Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

2.Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Беседа «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»

Декабрь

Дидактические игры:

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы»

«Какое время года?»

«Закончи предложение»

Подвижные игры:

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация сказки «Колосок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Айболит»

Памятка «Как научить ребенка красиво говорить»

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Январь

Дидактические игры:

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

Подвижные игры:

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Теремок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»

Папка-передвижка «Развитие речи: игры в кругу семь

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

Февраль

Дидактические игры:

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

Подвижные игры:

«Лохматый пёс»

«Поезд»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кто сказал Мяу?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Шофёры»

«Автобус»

Буклет «Ловкие пальчики - развитая речь»

Беседа «Особенности развития речи у ребенка с двуязычием»

Март

Дидактические игры:

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

Подвижные игры:

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»

Театрализованные игры:

Игра–драматизация «Заюшкина избушка»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье»

«Пожарные»

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обмен педагогическим опытом

Апрель

Дидактические игры:

«Найди лишний предмет»

«Какой»

«На кого похож»

«Как называется»

Подвижные игры:

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

Театрализованные игры:

Игра инсценировка по рассказу В. Бианки «Первая охота»

Игра – драматизация «Доктор Айболит»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Фотовыставка «Мы играем»

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Май

Итоговое развлечение «Путешествие в страну умных игр»

Презентация «Отдыхая, развивайтесь!» (рекомендации по развитию речи в летний период)

Взаимное посещение. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поможем малышам красиво говорить"

Проект "Поможем малышам красиво говорить" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Гов...

Родительское собрание в средней группе.« Как помочь ребёнку научиться красиво говорить»

Родительское собрание в средней группе о речевых  проблемах детей....

Проект «Рисунки помогают красиво говорить»

«Составление описательных рассказов с использованием мнемотехникикак средство развития связной речи старших дошкольников»....

Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...

Проект "Правильно дышу-красиво говорю"

Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....

Техника речи: как научиться красиво говорить

Техника речи: как научиться красиво говоритьГрамотная речь человека – это показатель его образованности и нормального уровня развития интеллекта. Развитием речевого навыка необходимо заниматься ...

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРАЯ НАУЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»

Актуальность проектной деятельности определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познан...