Проект "Поможем малышам красиво говорить"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Бирюкова Евгения Борисовна

Проект "Поможем малышам красиво говорить" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Говорунчики". В рамках проекта происходит тесное  сотрудничество педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_malysham_krasivo_govorit.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодёжи администрации

МО «Мари-Турекский муниципальный район»

МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Проект

«Поможем малышам красиво говорить»

/ Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр /

Автор проекта:

Бирюкова Евгения Борисовна-

учитель-логопед

Участники:

воспитатели 2 младшей группы;

дети 2 младшей группы;

родители воспитанников.

База проекта:

2 младшая группа МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Этапы реализации проекта:

1 этап: организационный  (сентябрь-ноябрь 2013 г.)

2 этап: практический (декабрь 2013 г.-апрель 2014 г.)

3 этап: заключительный (май 2014 г.) 

Мари-Турек

2013-2014 уч.г.

Проект «Поможем малышам красиво говорить» (Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

Содержание

  1. Актуальность проекта………………………………………………………...3

  1. Программа исследования…………………………………………..…………3

- Цель проекта…………………………………………………………………3

- Задачи проекта…………………………………………………………….…3

-Гипотеза………………………………………………………………………4

- Состав участников……………………………………………………….….4

-Новизна проекта…………………………………………………………..…4

-Практическая значимость проекта……………………………………….....4

- Предполагаемый результат проекта……………………………………….5

            -Содержание проекта…………………………………………………………5

  1. Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить» …………………………………………………………………..7

  1. Выводы……………………………………………………………………11

  1. Список литературы……………………………………………………….12
  2. Приложения

1. План коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет

(II младшая группа)

        2. План коррекционно-профилактической работы с детьми 4-5 лет

(средняя группа)

        3. Программа творческой мастерской с родителями II младшей группы.

I.Актуальность проекта

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Именно ранний, младший дошкольный возраст наиболее благоприятны для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. В основе проекта обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие дидактических игр на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями неоспоримо. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных дидактических игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в игровую деятельность.

II. Программа исследования

 

Цель: развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профилактика  речевых нарушений  через дидактические игры.

Стимуляция активной речи детей, за счет обогащения словарного запаса и расширения зоны общения с взрослыми.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей; закреплять и активизировать   лексический материал на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
  • формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через дидактическую игру;
  •  совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
  •  совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики;
  • начать освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  •  развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
  • развивать память, внимание, мышление.

Гипотеза:

Использование дидактических игр логопедического характера в раннем и младшем дошкольном возрасте является профилактикой речевых нарушений.

Участники проекта:

- Учитель-логопед

- Воспитатель

- Родители

- Дети

Новизна проекта

  • акцент на своеобразие начального периода подготовки к коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста,
  •  активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
  • использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, логопедические методы и приёмы в работе воспитателя;
  • интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

Практическая значимость проекта: включение родителей в единое образовательное пространство через организацию семейного клуба «Говорунчики»; разработка методических мероприятий совместно с детьми и родителями. 

Предполагаемый результат проекта:

-улучшение артикуляционной моторики детей;

- позитивное взаимодействие детей в коллективе;

- целостное воздействие на речевую систему;

- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

-укрепление и обогащение предметно-развивающей среды группы;

-обогащение игротеки дидактических игр по развитию речи;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Содержание проекта.

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи игровой деятельности в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:

- ориентировка на широкое использование дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы в течении всего учебного года;

- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в игровой зоне: культура и техника речи, основы дидактических игр, речевые игры и упражнения;

- широкое использование специальной учебной и детской литературы;

- совместная деятельность родителей и детей;

- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;

- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни открытые занятия.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей младшего дошкольного возраста (2013-2014 уч. г.), среднего возраста (2013-2014 уч.г.);

3. Взаимодействие с родителями (собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).

4. Работа семейного клуба «Говорунчики».

5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.

6. Создание дидактической игровой зоны.

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Дидактические игры, в своём многообразии, позволяют добиться желаемого результата.

III. Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить»

Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

(сентябрь-ноябрь 2013 г.)

Выдвижение   гипотезы, определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Разработка положения о семейном клубе «Говорунчики».

Разработка программы работы семейного клуба «Говорунчики».

Диагностирование детей, целью которого является выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?

да ; наверно; нет

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

да ;нет

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?

Как часто играют с ребенком дома?

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

(декабрь 2013 г.-апрель 2014 г.)

  • Работа с детьми.
  • Совместная работа со специалистами ДОУ.
  • Творческая мастерская для родителей по изготовлению дидактических игр.

 

 

Консультация  «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша».

—Анкетирование «Развитие речи детей».

—Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

—Посещение семьи.

—Индивидуальные беседы.

—  Изготовление

буклетов, памяток.

Проведение заседаний семейного клуба «Говорунчики».

Изготовление дидактических игр силами родителей.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта (в течение всего учебного года)

 

 План коррекционно-профилактической работы с детьми. (Приложение 1.)

Практическая работа с родителями по плану реализации проекта (в течение всего учебного года)

 Программа творческой мастерской. (Приложение 2.)

Третий этап заключительный (май 2014 г.) 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
  • Анализ результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.
  • Заключительное заседание семейного клуба «Говорунчики».
  • Открытое совместное мероприятие.

Выводы:

В процессе реализации проекта:

—Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Создаются условия для проведения дидактических игр.

—В группе оформляется пространственная среда таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

—В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В результате работы интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция, речевое дыхание.

— Работа по данному проекту ведется и в настоящее время, и находится на аналитическом уровне. Реализация данного проекта осуществляется ежегодно с детьми и родителями II младшей группы.

Список литературы

  1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
  2. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.
  3. Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».
  4. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
  5. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993,с.21.
  1. www.angelochek.ru
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.ourkids.ru
  4. Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.
  5. Журнал "Дошкольная педагогика"2007/ноябрь.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
  7. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
  8. Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  10. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
  11. А.К.Бондаренко"Дидактические игры в детском саду"-М., 1991г.
  12. А.И.Сорокина"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,
  13. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова"Учите,играя"-М.,1981г.
  14. Д.В.Мендерицкая"Воспитателю о детской игре"-М.,1982.
  15. Р.И.Жуковская"Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г.
  16. Г.С.Швайко"Игры и игровые упражнения для развития речи"-М.,1988г.
  17.  Гашкова Л.А., Бойцова Т.Ю. Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3-4 лет.- //Логопед, №4,2012,с.29.

Приложение 1.

План коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет

(II младшая группа)

Месяц, неделя

Задачи

Содержание занятий

Октябрь, 2-я неделя (9)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Узнавание неречевых звуков.
  3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
  4. Развитие координации речи и движений.
  1. Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).
  2. Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, губная гармошка и др.).
  3. Упражнение «Пастушок».
  4. Игра «По малину в сад пойдём»

Октябрь,4-я неделя (23)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Узнавание неречевых звуков.
  3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.
  4. Развитие темпа и координации речи и движений.
  1. Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки).
  2. Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок).
  3. Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).
  4. Игра «Меж еловых мягких лап».

Ноябрь, 1-я неделя(6)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Узнавание неречевых звуков.
  3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.
  4. Развитие темпа и координации речи и движений.
  1. Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечные движения по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).
  2. Игра «Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).
  3. Упражнение «Ёжики».
  4. Игра «Кружатся листья».

Ноябрь, 3-я неделя (20)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение неречевых звуков.
  3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.
  1. Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательные движения кулачком по ладони противоположной руки).
  2. Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).
  3. Упражнение «Раздуй горошки».
  4. Игра «Зайцы и лисички».

                  Декабрь, 1-я неделя (4)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение неречевых звуков.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через нос.
  4. Развитие темпа и ритма речи.
  1. Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательные движения указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
  2. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Музыкальные инструменты».
  3. Упражнение «Хомячки».
  4. Упражнение «Дождик».

Январь, 3-я неделя (15)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение неречевых звуков.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного ротового выдоха.
  4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.
  1. Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).
  2. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Транспорт».
  3. Упражнение «Колобок» (теннисный мячик).
  4. Игра «Земляничка».

Январь, 5-я неделя (29)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.
  4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений.
  1. Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).
  2. Игра «Три медведя».
  3. Компьютерная игра «Игры для Тигры», раздел «Дыхание», упражнение «Одуванчики».
  4. Игра «Ветер».

Февраль,1-я неделя (5)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение неречевых звуков.
  3. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.
  4. Развитие артикуляционной моторики.
  5. Развитие темпа и ритма речи.
  1. Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по тыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной  руки).
  2. Упражнение «Собачки».
  3. Игра «Поможем Буратино заговорить».
  4. Игра «Аты-баты, шли солдаты».

Февраль, 3-я неделя (19)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие темпа и ритма речи.
  1. Упражнение «Я круги мячом катаю» для массажа кистей рук игольчатыми массажёрами.
  2. «Весёлый мяч» (теннисный мячик в воде).
  3. Игра «Домик для язычка».
  4. Игра «Три медведя».

Март, 2-я неделя (12)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Развитие  слухового восприятия на неречевые звуки.
  3. Развитие  равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  4. Развитие артикуляционной моторики.
  5. Развитие координации речи и движений.
  1. Упражнение «Я круги мячом катаю» для массажа кистей рук массажёрами су-джок.
  2. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Времена года-зима».
  3. Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).
  4. Игра «Язычок наводит порядок».
  5. Игра «Снежок».

Март, 4-я неделя  (26)

  1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
  2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  1. Пальчиковая гимнастика «Командир».
  2. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Транспорт».
  3. Игра «Язычок делает зарядку».
  4. Упражнение «Автомобили».

Апрель, 2-я неделя (9)

  1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.
  2. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
  3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.
  4. Развитие равномерного вдоха носом, медленного, продолжительного выдоха ртом.
  5. Развитие артикуляционной моторики.
  1. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Лес зимой».
  2. Пальчиковая гимнастика «На прогулку» (с пробками).
  3. Игра «Зимние забавы».
  4. Упражнение «Запах ели» (аромакулоны).
  5. Игра «Язычок в магазине».

Апрель, 4-я неделя (23)

  1. Развитие пальчиковой моторики.
  2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки.
  1. Пальчиковая гимнастика «Командир».
  2. Упражнение «Буря в стакане».
  3. Игра «Язычок и кошечка».
  4. Игра «Бубен».

Апрель, 2-я неделя

  1. Развитие дифференцированных движений пальцами.
  2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость).
  1. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
  2. Упражнение «Задуй свечу».
  3. Игра «Язычок и лошадка».
  4. Хоровод «Будем маме помогать».

Приложение 2.

План коррекционно-профилактической работы с детьми 4-5 лет

(средняя группа)

Месяц, неделя

Задачи

Содержание занятий

Октябрь, 1-я неделя (2)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Узнавание неречевых звуков.
  3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.
  4. Развитие координации речи и движений.

  1. Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).
  2. Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки).
  3. Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок).
  4. Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, губная гармошка и др.).
  5. Упражнение «Пастушок».
  6. Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).
  7. Игра «Меж еловых мягких лап».
  8. Игра «По малину в сад пойдём»

Октябрь, 3-я неделя (16)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Узнавание неречевых звуков.

Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

  1. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.
  1. Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечные движения по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).
  2. Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательные движения кулачком по ладони противоположной руки).
  3. Игра «Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый); (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).
  4. Упражнение «Ёжики».
  5. Игра «Кружатся листья».
  6. Упражнение «раздуй горошки».
  7. Игра «Зайцы и лисички».

Октябрь, 5-я неделя (30)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение неречевых звуков.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через нос, продолжительного, равномерного ротового выдоха.
  4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.
  1. Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательные движения указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
  2. Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).
  3. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Музыкальные инструменты», «Транспорт».
  4. Упражнение «Хомячки».
  1. Упражнение «Колобок» (теннисный мячик).
  1. Игра «Земляничка».
  2.  Упражнение «Дождик».

Ноябрь, 2-я неделя (13)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру, неречевых звуков.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.
  4. Развитие темпа и ритма речи, координации речи и движений.
  5. Развитие артикуляционной моторики.

  1. Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).
  2. Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по тыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной  руки).
  3. Игра «Три медведя».
  4. Упражнение «Собачки».
  5. Компьютерная игра «Игры для Тигры», раздел «Дыхание», упражнение «Одуванчики».
  6. Игра «Ветер».
  7. Игра «Поможем Буратино заговорить».
  8. Игра «Аты-баты, шли солдаты».

Ноябрь, 4-я неделя (27)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Развитие  слухового восприятия на неречевые звуки.
  3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот. Развитие  равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  4. Развитие артикуляционной моторики.
  5. Развитие темпа и ритма речи.

Развитие координации речи и движений.

  1. Упражнение «Я круги мячом катаю» для массажа кистей рук игольчатыми массажёрами и массажёрами су-джок.
  2. «Весёлый мяч» (теннисный мячик в воде).
  3. Игра «Домик для язычка».
  4. Игра «Три медведя».
  5. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Времена года-зима».
  1. Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).
  2. Игра «Язычок наводит порядок».
  3. Игра «Снежок».

Декабрь, 2-я неделя (11)

  1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
  2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. Развитие равномерного вдоха носом, медленного, продолжительного выдоха ртом.
  5. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.
  1. Пальчиковая гимнастика «Командир», «На прогулку» (с пробками).
  2. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Транспорт», «Лес зимой».
  3. Игра «Язычок делает зарядку», «Язычок в магазине».
  4. Упражнение «Автомобили».
  5. Игра «Зимние забавы».
  1. Упражнение «Запах ели» (аромакулоны).

Декабрь ,4-я неделя (25)

  1. Развитие пальчиковой моторики. Развитие дифференцированных движений пальцами.
  2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки (темп, ритм, громкость).
  5. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки.
  1. Пальчиковая гимнастика «Командир», «Ёлочка».
  2. Упражнение «Буря в стакане», «Задуй свечу».
  3. Игра «Язычок и кошечка», «Язычок и лошадка».
  4. Игра «Новогодний бубен».
  5. Хоровод «Весёлая зима».

Январь, 4-я неделя (22)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.
  5. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
  1. Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).
  2. Упражнение «Подуем на снежинку»
  3. Игра «Язычок и велосипед», «Язычок в зоопарке».
  4. Игра «Снежинки и ветер», «Снежок».
  5. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
  6. Упражнение «Пингвины на льдине».

Февраль, 2-я неделя (12)

  1. Стимуляция биологически активных зон.
  2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. Укрепление мышц лица.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие координации речи и движений (ходьба «Змейкой» согласно заданному темпу, чувства ритма.
  1. Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в сухом бассейне.
  2. Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки).
  3. Компьютерная игра «Игры для Тигры», раздел «Дыхание», упражнение «Одуванчики», «Кораблики».
  4. Упражнение «Катушка», «Язычок играет на музыкальных инструментах».
  5. Игра «Снегирь».

Февраль, 4-я неделя (26)

  1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  5. Развитие координации речи движений в соответствии с темпо-ритмическими характеристиками музыки.
  1. Упражнение «Горошки» (горох на блюдечке), «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань).
  2. Игра «Язычок пошёл гулять», «Язычок собирает грибы».
  3. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить, раздел «Неречевые звуки», тема «дом» (комната дл куклы Говоруши).
  4. Упражнение «Раздуй горошки»(картинки с изображением солдатиков).
  5. Игра «Аты-баты, шли солдаты», «Андре-воробей».

Март, 3-я неделя (19)

  1. Укрепление мышц кистей рук, развитие двигательных навыков пальцев рук.
  2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.
  3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  4. Развитие равномерного, продолжительного вдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  5. Развитие артикуляционной моторики.
  6. Развитие координации речи и движений, слухового внимания, умения реагировать на смену музыки.
  1. Упражнение «Проглот» (с носовыми платочками, по О.И.Крупенчук).
  2. Упражнение «Самолёты».
  3. Игра «Язычок знакомится с Говорушей», «Говоруша рассказывает про органы речи».
  4. Упражнение «Друзья» (эспандеры).
  5. Упражнение «Вертушки».
  6. Хоровод «Будем маме помогать».
  7. Игра «Самолёт».

Апрель, 1-я неделя (2)

  1. Стимуляция биологически активных зон. Стимуляция тактильных ощущений.
  2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.
  3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. Развитие равномерного, продолжительного вдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала. Развитие темпа и ритма речи.
  1. Упражнения для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики»).
  2. Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в  «сухом» бассейне.
  3. Игра «Говоруша рассказывает про органы речи».
  4.  Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Дом» (кухня куклы Говоруши).
  5. Упражнение «Живая лужица» (трубочки для коктейля, гуашь).
  6. Игра «Едем на лошадке».
  7. Упражнение «Дорожка».
  8. Игра «Маленькие ножки».

Апрель, 3-я неделя (16)

  1. Стимуляция тактильных ощущений.
  2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.
  3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. Развитие равномерного, продолжительного вдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  5. Развитие координации речи и движений.
  6. Развитие слухового и зрительного внимания.
  1. Упражнения «Постираем платочки», «Лодочка», «Повар» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
  2. Упражнение «Говоруша делает массаж язычку».
  3. Упражнение «Клубочек», «Курочка Ряба».
  4. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Дом» (ванная комната у Говоруши).
  5. Игра «Догонялки с Мишкой».
  6. Игра «Птичий двор».

Апрель, 5-я неделя (30)

  1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
  2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд.
  3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
  4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. Развитие равномерного, продолжительного вдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  5. Развитие слухового внимания, умения изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений.
  1. Упражнения «Колобок», «Зарядка», «Ладошки здороваются», «Лягушки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
  2. Упражнение «Губы делают гимнастику».
  3. Компьютерная игра «Учимся правильно говорить», раздел «Неречевые звуки», тема «Лес» (весна).
  4. Упражнения «Воздушный шар», «Хорошая погода».
  5. Игра «Побежали».
  6. Игра «Заботливое солнышко».

Май, 2-я неделя (14)

  1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев. Стимуляция тактильных ощущений.
  2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.
  3. Различение звукоподражаний по высоте, силе и тембру.
  4. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.
  5. Развитие равномерного, продолжительного выдоха через рот.
  6. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа.
  1. Упражнения «Лягушки», «Пальцы играют», «Зарядка» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
  2. Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».
  3. Компьютерная игра «Игры для Тигры» - «Цирк».  
  4. Упражнение «Тропинка для Колобка».
  5.  Упражнения «Мыльные пузыри».
  6. Игра «Весёлый дождик».
  7. Игра «Баба сеяла горох».

Май, 3-я неделя (21)

  1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев.
  2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закреплении пространственной ориентировки правой и левой стороны.
  3. Развитие равномерного, продолжительного вдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
  4. Развитие зрительного внимания.
  1. Упражнение «найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
  2. Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».
  3. Компьютерная игра «Игры для Тигры», раздел «Дыхание», упражнение «Мельницы».
  4. Игра «Светофор».

Приложение 3.

Программа творческой мастерской с родителями II младшей группы.

Месяц, неделя

Задачи

Содержание занятий

Октябрь, 1-я неделя

Игра «Звучащие баночки»

Изготовление звучащих баночек из «яиц» от киндер-сюрпризов, баночек из-под мороженого.

Ноябрь, 1-я неделя

Игра «Снежок», «Подуй на снежинки»

Изготовление игр на развитие воздушной струи

Дкекабрь, 1-я неделя

«Сухой» бассейн

Приобретение ёмкости (таз) и мелких мячиков (пробок от напитков) для изготовления «сухого» бассейна.

Январь, 1-я неделя

Приобретение или изготовление пособий для массажа и самомассажа, пальчиковой гимнастики

Игольчатые массажёры, су-джок мячи, теннисные мячики, пуговицы, пришитые на плотную ткань, эспандеры, ворсистые коврики, бельевые прищепки

Февраль, 1-я неделя

«Игрушки-говорушки».

Изготовление дидактических кукол для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата.

Март, 1-я неделя

Проект «Кубики-помощники».

Изготовление дидактических кубов по развитию словарного запаса: животные (домашние, дикие; детёныши, птицы), транспорт, деревья.

Апрель, 1-я неделя

Проект «Кубики-помощники».

Приобретение зеркал для артикуляционной гимнастики – изготовление кубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

Статья на тему: «Научите ребенка красиво говорить»

Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа)....

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...