Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ниценко Евгения Викторовна

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе №3 «Золотые рыбки»

 «Говорим красиво-говорим правильно».

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
                             В.А. Сухомлинский
 

Аннотация.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Красивая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче  и правильнее у него речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры; бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров; агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.                                                

В ФГОС ДО также сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада и семьи. В целях обеспечения единства речевого развития дошкольника и укрепления связи семьи и детского сада возникла идея создания проекта «Говорим красиво – говорим правильно».                                                                      

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

        Задачи проекта:           

1.      Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2.      Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3.      Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам формирования речи детей.

4.      Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

       Принципы:                                                                                                              Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей 5-6 лет, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста родителей);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.      Участники: педагог, дети старшей группы, родители воспитанников.                                                         Длительность: долгосрочный – 1 учебный год.

Планируемые результаты:

- Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной.

- Дети по собственной инициативе комментируют свои действия, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

- Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Объект исследования.  Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Теоретическая значимость. В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. 

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности.
  • Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиа презентации.
  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Научная новизна заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями.

 

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты.

I ЭТАП – подготовительный (информационно-аналитический)

Цель: Создание условий для проведения исследования.

Задачи работы.

  •  Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных.
  •  Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».
  •  Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
  •  Анализ практических знаний родителей по формированию речевой культуры детей 5-6 лет.
  •  Самооценка профессионализма педагога по разделу речевое развитие дошкольников

Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического материала по развитию речи, анализ данных мониторинга по каждому ребёнку. Составление плана основного этапа работы, определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

II ЭТАП – основной, исследовательский (практический).

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта.

Задачи работы.

  •  Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом
  •  Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.
  •  Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
  •  Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
  •  Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей, составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Проведение игр, положительно влияющих на уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы взаимодействия с родителями. Проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, чтение художественной литературы, совершенствование звуковой культуры речи…

III ЭТАП – заключительный (контрольно-обобщающий)

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Задачи работы.

  • Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы.
  • Провести контрольное исследование: мониторинг и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по формированию речевой культуры детей 5-6 лет».

Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями.

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные и групповые консультации;

- «Развитие речевой активности детей»;

- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;

- «Научите ребенка красиво говорить»;

- «Развиваем речь через продуктивную деятельность»

- «Роль семьи в развитии речи детей»;

- «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;

- «Дидактические игры по развитию речи детей».

  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
  • Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии.

Промежуточные результаты. 

По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.

Взаимодействие воспитателя с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагога. Родители активно участвуют в организации предметно-развивающей среды по речевому развитию. Являются не только исполнителями, но и инициаторами. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Список используемой литературы.

1. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа - М.:Мозайка- Синтез, 2015. – 144с.

2. Развитие речи 5-6 лет/А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012.-256 c.

3. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

4. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.

5. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

Интернет-ресурсы:

1. (nsportal.ru/starostina-marina-alekseevna)

2. ladushki-ds47@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Хочу красиво говорить»

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Хочу красиво говорить»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Хочу красиво говорить»...

Проект "Правильно дышу-красиво говорю"

Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....

Проект "Правильно и красиво говорим".

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР-посредством  дидактических игр и упражнений....

Проект «Учимся правильно, красиво говорить и общаться»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)    Проект  «У...

Проект «Правильно дышим-красиво говорим!»

 Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании...