Проект «Правильно дышим-красиво говорим!»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Колчинская Ольга Сергеевна

   Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок  сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом.  Ребенку  надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prailno_dyshim-krasivo_govorim.docx423.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Проект

«Правильно дышим-красиво говорим!»

Учитель – логопед: Колчинская О.С.

г.Гагарин

2023г.

Пояснительная записка

    В настоящее время официально признано, что  первыми педагогами детей являются их родители ( Закон Российской Федерации «Об образовании», ст 18, п.1)

    ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

    Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие  личности  ребенка.  Используя информационно — коммуникационные технологии  логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

     Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок  сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом.  Ребенку  надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.

. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний..

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное  дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Актуальность проекта. Определяются реальной ситуацией сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.

Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить

 цель проекта- развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении исследования особенностей  речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

- показать значение дыхательной гимнастики;

- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики;

- повысить компетентность педагогов и родителей о вопросах речевого дыхания;

-анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе;

Проект предназначен для  детей старшего дошкольного возраста (группа № 4,7).

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, педагоги, родители. 

Практическая значимость проекта  заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме
  • оснащение предметно – развивающей среды логопедического кабинета (изготовление игр и пособий в соответствии с темой); «Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Обжорки», «Вертушки», «Дудочки» и т. д.

Основной этап

Работа с детьми

  • Знакомство и проведение игр и упражнений по развитию речевого дыхания
  • Работа с родителями
  • подбор информации по заданному плану
  • Индивидуальные консультации с родителями

Задание для детей и  родителей «Мой послушный ветерок»

Родителям совместно с детьми предлагалось изготовить пособие для развития речевого дыхания своими руками.

В изготовлении приняли участие дети группы № 4,7.

F:\IMG_20201222_113335.jpg

Работа с воспитателями

  • презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей,
  • создание картотеки игр на развитие дыхания для каждой группы.

Заключительный этап:

Создание уголка пособий по развитию речевого дыхания

Предполагаемый результат проекта: дети  научатся правильному  речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушения

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. 

Литература:  

 

 1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

 2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

Волкова Г.А. Логоритмическая гимнастика. М.: Владос,2003

Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М: Просвящение, 1979

Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Новиковская О.А. Логоритмика для детей дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей . – СПб.: Издательство «Кроно.Век.», 2012

5.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова


Приложение

Картотека упражнений на формирование речевого дыхания

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Правильно говорю».

Проект направленный на правильное произношений звуков...

Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков те...

Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков тесно св...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Правильно дышим - красиво говорим

Фонетическая ритмика является неотъемлемой частью комплексной работы с детьми с ОВЗ и играет существенную роль как в формировании и коррекции произносительной стороны речи детей, так и в развитии у ни...

Проект "Правильно дышу-красиво говорю"

Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....

Проект "Правильно и красиво говорим".

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР-посредством  дидактических игр и упражнений....