Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"
статья (старшая группа) по теме

Макогонюк Ирина Николаевна

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         «Чтоб красиво говорить,  надо с пальцами дружить»

                                                                                               (из опыта работы)

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?

        Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

        В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Работа  по развитию мелкой моторики рук   осуществлялась в разных направлениях: в совместной,  самостоятельной, а так же в  сотрудничестве с родителями. В соответствии с поставленными задачами   нами был разработан  перспективный план работы с детьми и родителями.  

 Проектную деятельность  мы начали с  обогащения  предметно - развивающей среды.  С этой целью   дополнили  центры развития: речевой, игровой,  художественного творчества, центр  здоровьесберегающих технологий.   Развивающую среду нашей группы дополнили разными видами театров:  «Театр пальчиков»,  «Театр рукавичек», «Театр теней».

Для обогащения центра природы  провели акцию по сбору природного  материала «Осенняя кладовая».

          Работа по развитию мелкой моторики  включает  пассивную  гимнастику – самомассаж  рук, основной задачей  которого является нормализация состояния тонуса мелких мышц кистей рук. Для этого  применяли  приемы поглаживания, разминания, растирания, легкую вибрацию, похлопывание («В сад за сливами», «Рукавицы», «Братцы»),                           а так же массаж кистей и пальцев рук с использованием шестигранных карандашей, логопедических перчаток, бельевых прищепок, массажного коврика,  массажного мяча.

 Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Поэтому  массаж использовался  в различных видах деятельности: речевых пятиминутках, продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации), режимных моментах и  т.д.

Какие же игры  и упражнения помогают  ребенку усовершенствовать свои навыки?

В своей работе мы использовали различные дидактические, пальчиковые  игры и упражнения, пальчиковые гимнастики которые подбирались в соответствии с изучаемой лексической темой и включали в речевые  пятиминутки («Пальчиковый  бассейн», «Шнуровки», «Разрезные картинки» и т.д.)

Использование пальчиковой  гимнастики позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует: снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием,  формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает  и ускоряет запоминание стихотворного текста.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения  были построены таким образом: сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. ( «Цветы»,  «Семья», «Дружба» и т.д.)

Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и д.р. Данные упражнения преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д), пространственное ориентирование. Например: «Защитники отечества», « Транспорт», «Зимующие птицы» и  т.д.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками так же оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагали  сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Учили   перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка.                           Отлично развивает руку разнообразное нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.  Детям   предлагали выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, круп, пуговиц, веточек.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес. Податливость песка,  манной крупы провоцирует желание создать из них  миниатюры  реального мира. Созданная ребенком картина из песка или манки является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Например: взрослый придумывал  и моделировал песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Для построения использовались проекции фигурок домашних животных. Ребенку предлагалось  исправить картину. Он   должен был самостоятельно выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

При работе с ножницами  особое внимание уделялось усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые),  составлять  из геометрических фигур различные композиции.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги  (игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры).      

 В совместной деятельности из   пластилина и соленого теста лепили геометрические фигуры, цифры, буквы, контурное изображение предметов (по лексическим темам).

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

        В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учились  правильно обращаться с графическим материалом и осваивать  различную изобразительную технику, у них развивалась  мелкая мускулатура руки.

        Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее.  Опыт графических движений дети  приобретали, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по контуру. Учили детей соблюдать правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи.

        При обучению детей штриховке вначале мы использовали:

  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.  

Графические упражнения  способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбирались такие объекты как волны, радуга, клубы   дыма, чешуйки у рыб. В самостоятельной  художественной деятельности   использовались  задания  на дорисовывание недостающих деталей у предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

           В своей работе применяли  различные нетрадиционные техники: монотипия,набрызг, кляксография, тампонирование, печать от руки.

Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогало  нанизывание бусинок, лепка, аппликация, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом с  усложнением), игры с мелкими предметами (мозаика).

         Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Дети с интересом занимались  подобным рисованием. Упражнения «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Этот приём не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

           Использование театра оказывает комплексного воздействие на детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Театрализованная деятельность в целом имеет и другие функциональные возможности, но нас она интересовала, прежде всего, как один из методов коррекционно-логопедической  работы с детьми с общим недоразвитием речи. Наибольший интерес, по моему мнению, для использования в работе с детьми с нарушением речи  представляет теневой театр.         

        В своей работе  по проекту  мы использовали  теневой, кукольный и пальчиковый  виды театров. Каждый из этих видов сохраняя свои изначальные функции и возможности, является и способом коррекционного воздействия на детей с  общим недоразвитием речи.

         Значение  данных видов  театра   состоит в том, что наряду с развитием речи и зрительных функций, у детей развивается  мелкая моторика и тонкие движения кистей и пальцев рук.

          В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании пуговиц, кнопок, крючков, молний, завязывании и развязывании лент, шнурков, узелков на верёвке.

          Для достижения более высоких результатов   нами использовались разнообразные  формы сотрудничества с родителями. В родительский уголок ежемесячно  помещали  информацию в виде папки-передвижки  по развитию мелкой моторики: «Готовим руку ребенка к письму», провели тематическую  консультацию: « Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»,  предложили  рекомендации на тему: «Развитие мелкой моторики и координация движений в быту». Выбор темы для консультаций определялся  по результатам анкетирования родителей  и диагностики детей.

Для повышения уровня знаний  родителей по данной проблеме                                                                      оформили выставки методической литературы,  дидактических игр и упражнений,  познакомили  с  играми и упражнениями, которые используются  педагогами в детском саду, разработали и выпустили буклет «Самомассаж рук», организовали выставку совместного творчества детей и родителей по лексическим  темам «Новогодняя елка», «Транспорт».    Эффективной формой во взаимодействии с родителями по  развитию ручной умелости  детей является  «Домашняя  игротека».  Родителям   предложен     перечень игр на  формирование  мелкой моторики: «Помогаю маме», «Делаем сырники», «Волшебные палочки». Также  был проведен семинар-практикум, на котором  обучали родителей приемам  использования дидактических и пальчиковых игр в развитии мелкой моторики  детей.

           Работа по данному проекту проводилась совместно  с другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, руководителем по  физической культуре  и музыкальным работником.

Работа проводилась по следующим направлениям:

-  работа с детьми;

- консультации;

- семинары – практикумы;

- совместные  праздники и развлечения.

Для   педагогов МБДОУ  проводились консультация  на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
Данный  подход по проектной деятельности  позволил нам:

1. Развивать ручную умелость;

1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

           Заданий  и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. И главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, проводимые систематически,  помогают детям уверенно держать карандаш и ручку.

           Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...