Конспект занятия по развитию речи "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Капашева Алина Курмангалиевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hod.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №10 «Светлячок» г. Соль-Илецка»

Оренбургской области

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей

По развитию речи  детей «Богатыри земли русской»

Составила: Капашева А. К

ВоспитательМДОБУ №10 «Светлячок»

г. Соль-Илецк 2022 г.


Аннотация.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Путешествуя в прошлое России, дети формируют представления и героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих  русских богатырях; развивают умение подбирать слова с противоположным значением, развивают мышление, речь; совершенствуют фонематический слух;  воспитывают  чувство гордости за богатырскую  силу России развивавают; закрепляют названия элементов костюма , названия богатырского оружия.


Конспект занятия на тему:

«Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи:

• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;

• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;

• Совершенствовать фонематический слух;

• Закреплять умение делить слова на слоги, постановки ударения;

• Продолжать учить различать гласные и согласные буквы;

• Учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

• Закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 2-4 слов;

• Закреплять умение придумывать предложение с заданным словом;

•Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);

• Развивать мышление, речь.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; И. В. Симакова «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную»; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал»«Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Вольга Всеславьевич»«Микула Селянинович»«Алёша Попович и Тугарин Змей»«Святогор»«Никита Кожемяка» и др.

3. Проведение д/и «Богатыри земли русской»«Сколько слогов?».

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех видеть. Ребята, вы обратили внимание , как я одета?  Почему я так одета? На кого похожа? (ответы детей)

Воспитатель: За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая.

Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

На широкую дороженьку

Приведёт тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская.

Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

Подойдите к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина? Большая, необъятная, красивая, богатая. У нас есть океаны и моря, реки и озёра, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всегда ли Россия была такой?

Дети: Она была меньше, здесь проживало не так много людей.

Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина, и кто проживал на ней?

Дети: Называлась она Русью, столицей был город Киев, а проживали здесь наши предки – славяне.

Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Откуда мы узнали про богатырей?

Дети: Узнали мы о них из былин, которые слагали гусляры, сказок, а также на картинах разных художников можно было увидеть богатырей.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Давайте рассмотрим их внимательно. В центре композиции находится самый старший богатырь. Кто знает, как его имя?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: Это центральная фигура. Зорко он всматривается вдаль из под руки. Какое у него лицо?

Дети: Доброе, спокойное, мужественное, решительное, твердое, уверенное.

Воспитатель: Обратите внимание на одежду богатыря(крепкая стальная кольчуга, простой круглый шлем защищают в бою). А что у него в руках? (металлический щит, острое копье). Что висит на правой руке? (палица). Что это такое? Это тяжелая палка с шипами, которым бьется Илья Муромец с врагами. А посмотрите на коня Ильи Муромца. Какой он? (большой, тяжелый, крепкий). Стоит,  точно в землю врос. Ребята черных коней еще называют вороными. У Ильи Муромца вороной конь.

Воспитатель: А кто справа от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич

Воспитатель: Как вы думаете, от какого слова произошло это имя – Добрыня?

Дети: Добрый, добро.

Воспитатель:  Посмотрите на Добрыню Никитича, во что он одет? Отличается ли его одежда от одежды Ильи Муромца? Да его одежда более богата. Шлем сияет позолотой, верхняя кольчуга сделана из прочных пластин. На шее висит дорогая цепь. А  какое оружие у Добрыни?

Дети: меч.

Воспитатель: А какой взгляд у Добрыни Никитича?

Дети: твердый, решительный, строгий.

Воспитатель:  Какой конь у Добрыни Никитича? (белый). В былинах такого коня называют «белеюшка».

Воспитатель: Кто же третий богатырь на картине Виктора Михайловича Васнецова?

Дети: Алеша Попович.

Воспитатель:Но что же в нем богатырского? (Одежда). Да, одет он в кольчугу и шлем. А какое у него оружие? (лук со стрелами). А про него говорили, что он берет не силой, а смекалкой, что он увертлив и догадлив. Не всегда в бою ценится только мощь и сила. Какой взгляд у него? (мечтательный, задумчивый). Он поэт, рассказывает под игру на гуслях стихи, былины.

Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Где остановились богатыри? ( на широкой равнине, переходящей в холмы , посреди пожелтевшей травы). Примечают, нет ли где врага, не обижают ли где слабых.

Что хотел художник сказать своей картиной? Какими словами можно описать богатырей? Какие они?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Как вы думаете, с кем они боролись?

Дети: С врагами, Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, татарами, монголами, печенегами, хазарами.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?

Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь- матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.

Проводится физкультминутка:

Раз, два, три – мы теперь богатыри. (шагаем)

Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава (Руку ко лбу,

Смотрит влево, повороты туловища

Смотрит вправо. влево и вправо)

Ни в морях, (Выполняем

Ни в небесах. наклоны вниз)

Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)

Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)

Пусть уходит враг с дороги.

Воспитатель: Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Чтобы отправиться в путь, нам необходимо с собой взять богатырское оружие.

Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить – Родине служить.

Счастье Родины – дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: Молодцы.

Вот и речка на пути.

Не проехать, не пройти.

Соловей–разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Проводится д/и «Услышь звук»:

(Цель: совершенствовать умение слышать заданный гласный или согласный звуки, и выделять его из потока.)

Воспитатель: Нужно перейти через реку по камушкам. Сначала пройдут богатыри, чьё имя начинает со звука «Н» (Настя, Никита, затем пройдут богатыри, чье имя начинается со звука «Е» (Екатерина, Елизавета) и т. д.

Воспитатель: Дальше разрешите начать бой скороговорок.

(Цель: развитие интонационной стороны речи.)

Воспитатель: Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:

«От топота копыт пыль по полю летит».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но вот новая преграда на пути.

Ее так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать,

И все гласные убрать!

Проводится д/и «Собери все гласные буквы»:

(Цель: продолжать учить различать гласные и согласные буквы).

На мольберте гора из «камней-букв». Дети должны проложить себе дорогу, убрав все гласные «камни-буквы» с дороги.

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.

Проводится д/и «Разрушь стену»:

(Цель: развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)

(Воспитатель читает слова«война»«враг»«злой»«драться»«трусливый», а дети подбирают к ним антонимы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь у нас путь свободный! А впереди, в чистом поле я вижу славного богатыря. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Проводится д/и «Составь предложение со словом …»:

(Цель: продолжать формировать представление о предложении, учить членить на слова и составлять предложения со словом «богатырь».)

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён богатырь, и предлагает детям составить предложение со словом «богатырь».

Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Какие задания выполняли? Какое показалось сложным? Какое больше всего понравилось? Что нового узнали?

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешествии в прошлое я подарю вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о своём путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи ""Mоделирование русской народной сказки "Зимовье"

   Программное содержание. Формирование у детей устойчивый интерес к книге, умение слушать и понимать услышанное.        Учить детей оценивать харак...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: русская народная сказка" Курочка Ряба"

Конспект разработан с целью развития речи, пополнения активного и пассивного словаря у детей раннего возраста. Для привлечения внимания используется эффект "появления" персонажа. Подвижная игра в ходе...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект занятия с детьми "Богатыри земли русской"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе....

Конспект по познавательному развитию "Богатыри земли русской"

Конспект по познавательному развитию "Богатыри земли русской" в подготовительной к школе группе направлен на закрепление знаний дошкольников о богатырях , их костюме, орудиях.  ...