конспект "Жаворонушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Викторовна Горбунова

конспект занятий для старшейгруппы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx88.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Березка»

 

 

Интегрированное занятие в старшей группе «Жаворонушки»

  

Воспитатель: Горбунова

Наталья Викторовна 

 

Инжавино, 2022 г.

 

 

 Цель: Формировать представления о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам русской культуры.

Задачи:

1. Формировать представления детей о жаворонке: внешний вид, образ жизни, особенности поведения, о причинно- следственных связях в природе.

2. Развивать мышление, мелкую моторику рук .

3. Воспитывать осознанное, доброжелательное, заботливое отношение к птицам.

  Интеграция и задачи образовательных областей:

I. «Познавательное развитие»

  1. Расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;
  2. Способствовать закреплению знаний и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной (природа просыпается ото сна);
  3. Дать представление о дне весеннего равноденствия;
  4. Закрепить знание о классификации птиц: перелётные и зимующие.
  5. Дать представление о жаворонке.

 II. «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарь детей новыми словами: день весеннего равноденствия;
  2. Активизировать словарь детей (слова: свежий, бодрящий весенний воздух, зимующие и перелётные птицы, заклички).

III. «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Содействовать приобщению к истокам народной культуры;
  2. Способствовать развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
  3. Развивать навыки сотрудничества.

IV. «Художественно-эстетическое развитие»

1. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки.

V. «Физическое развитие»

1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики.

Методы и приёмы

  • Практические: лепка «жаворонков из солёного теста.
  • Наглядные: иллюстрации, электронная презентация, гнездо.
  • Словесные: беседа, чтение наизусть, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационные: ноутбук, экран, электронная презентация «Праздник Жаворонки. Русские традиции»; * гнездо птицы из сухой травы, полумаска жаворонка, колокольчик; диск с записями звуков весеннего леса, пения жаворонка, произведения П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;
  • раздаточные:  разделочные доски, стеки, шарики солёного теста,  изюм, бумажные полотенца.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.

Хозяйка: Здравствуйте ,мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла. А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Слайд 2.

Слышны звуки природы (весна в лесу)

Хозяйка:  Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)

Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)

Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)

 Стихотворение:

«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело.
И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Мы с вами сейчас услышали звуки весны.

А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны.

Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он – весенний воздух?

(Пахнет свежестью, в воздухе нет пыли и зноя жаркого лета. Весенний воздух свежий и бодрящий)

Весной вся природа просыпается ото сна, и даже комнатные растения набирают новую силу. Посмотрите, на наши растения: листочки их посвежели, появились молодые побеги, а фиалки зацвели.

(Дети обнаруживают среди цветов гнездо)

Что это? (гнездо птицы)

Ребята, да это гнездо жаворонка! Самки делают скрытые гнёзда на полях среди злаковых культур из стеблей травы, тонких корешков, конского волоса и шерсти животных.

К каким птицам относится жаворонок: зимующим или перелётным?

 (к перелётным)

А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)

Верно, считается, что прилетают они 22 марта. Этот день в народе так и называется – «Жаворонки». А вот почему именно в этот день, я предлагаю посмотреть (приглашаю пройти к экрану, сесть на стульчики, включаю презентацию)

Слайд 3.

  По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. После 21 декабря, когда светлое время суток было самим коротким, день по минутам прибавлялся и 22 марта день по продолжительности стал равным ночи – день и ночь сравнялись.

Слайд 4.

 НОЧЬ = ДЕНЬ

22 марта так и называют – день весеннего равноденствия.

Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!

Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля.

Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют)

Почему его так называют? (день равен ночи)

Слайд 5. 

 Православные христиане этот день называют по-разному: жаворонки, сорок сороков, сороки. Но правильно говорить сороки – День Сорока мучеников  

Слайд 6. 

На Сороки прилетают сорок  птиц (чайка, кукушка, соловей, скворец) Ребята, какие ещё перелётные птицы прилетают в наши края весной? (дети называют перелётных птиц: грач, ласточка, трясогузка, жаворонок)

Слайд 7. 

И первым из них прилетает жаворонок.
Жив жаворонок по полю летает,
Зёрнышки собирает, весну закликает.

Беседуем:

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья.

Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках.  

Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми. Слайд 8

Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями).

Давайте с вами поиграем в игру «В небе жаворонок пел » Слайд 9

Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком.  

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.

Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.

После игры: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок.

Слайд 10

   На Жаворонки обычно пекли булочки и печенья в виде птичек с распростертыми крылышками. Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» — тем самым благословляя детей.

Слайд 11

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

  Так с криком и звонким смехом закликали жаворонков, а с ними и весну.

В своих закличках они просили не только весеннего тепла, но и здоровья себе и домашним животным, достатка в доме, хорошего урожая.

  Физкультминутка: «Весну звали» Слайд 12

Приглашаю в мастерскую.  Слайд 13
  Ребята, я предлагаю вам сегодня тоже испечь жаворонки. Согласны?

Чтоб весну скорей привлечь,
Будем 
«жаворонков» печь.

 А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:

Пой-ка, подпевай-ка, Прилетела стайка (Дети хлопают в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочерёдно соединяют пальчики с большим пальцем,

как бы здороваясь)

Эта птичка – воробей,
Эта птичка – скворушка, Пестренькое перышко.
Ну, а эта – коршун злой
Птички, птички, — все домой.

 

  Практическая часть:

  Хозяйка: Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают солёное тесто? (муки, воды,  соли). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков).  

 https://i07.fotocdn.net/s18/170/public_pin_l/20/2510820265.jpg

Хозяйка:  Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. А что же делали с этими птицами? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.  

 Жаворонок!

 В наше небо залети

 Нашу землю освети

 Всех на свете ребятишек

 Обогрей, оздорови.

 Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.