Почтовая улитка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Перессказ рассказа "Почтовой улитки" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по развитию связной речи в старшей группе с презентацией. Тема: Пересказ сказки "Почтовая улитка"

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить со сказкой "Почтовая улитка";
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы;
- закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы;
- развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
- развивать монологическую речь;
- совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник.
Методы и приемы:
1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка.
2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения.
3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.
4) Практические: работа с опорными схемами.
Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.

Ход образовательной деятельности

1. Орг. момент.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
- У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

Игра приветствие
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг и за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся!

Воспитатель:
- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить….
А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

1 слайд - Чем питается улитка?


Воспитатель:
- Улитка - травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами.
2 слайд – Как ест улитка?

РЕКЛАМА

т 


Воспитатель:
- На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу.
3 слайд – Как живет улитка?


Воспитатель:
- Влаголюбива - это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня.
4 слайд – Как двигается улитка?

Воспитатель:
- Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!»
(Дети произносят хором эти слова).
Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см).
5 слайд - Зачем улитке рожки?


Воспитатель:
- У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки - большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого - либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь.
- Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
- Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак….

Чтение сказки «Почтовая улитка».
Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, - думала она, - разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!»
Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно.
- Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте.
-Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны?
«Эх, - вздыхала улитка, - и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте.
- Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами.
- Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном!
Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, - было написано на конверте, - пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться».
Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски?
- Улитка! – вдруг вспомнила сорока.
- Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась!
Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке.
И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простор интернета)


Работа по содержанию.
Воспитатель:
- Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением.
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кем хотела быть улитка?
- Почему ей нравилась профессия почтальон?
- Почему сотрудники почты не брали на работу улитку?
- Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой?
- Что советовал заяц улитке?
- Что произошло дальше? (Ответы детей)
- Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей)
Воспитатель дает определение выражения.
- «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом.
- Что предложила сорока?
- Что значит «ответственный работник»?
Воспитатель дает определение выражения.
- «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично.
Воспитатель:
- А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку.

Физкультминутка «Улитка».
Ползет улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Повторное чтение сказки.
Воспитатель:
- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.
Воспитатель во время чтения выставляет схемы.


4. Практический этап.
Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию)
Воспитатель:
- Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.
Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям).
Воспитатель:
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
- А как бы ты озаглавил эту сказку?
Анализ ООД.
Воспитатель:
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Кто был героем нашего занятия?
- Что вы там узнали нового?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»Программное содержание:1. Развитие мелкой моторики рук и кистей;2. Вызвать интерес у детей интерес к лепке;3. Учить лепить улитку путем св...

Конспект занятия по пластилинографии "Улитка , улитка, выпусти рога" в младшей группе

Конспект занятия по пластилинографии " Улитка , улитка, выпусти рога"Тема занятия: «Улитка, улитка, выпусти рога»(образовательная область «художественное творчество, познание»Цели занятия:1.Продолжать...

улитка, улитка высуни рога.....

Лепка с детьми раннего возраста....

"Улитка, улитка, выпусти рога"

Цель: формирование творческих способностей детей в процессе работы с пластилином.Задачи:Обучающие:Создавать условия для развития творческой активности детей;Формировать интерес детей к изображениям пр...

Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»

Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе на тему: "Почтовая улитка".

Обучить детей связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий....