Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству на тему: "Иллюстрирование русской народной потешки: "Улитка, улитка...""
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Качалова Татьяна Анатольевна

                                                                                         

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва

средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова

(Дошкольное отделение № 5- детский сад № 1892)

 

 

 

 

 

Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительному искусству на тему:

 «Иллюстрирование русской народной потешки:

«Улитка, улитка...»»

                                                                                                      для детей подготовительной к школе логопедической группы

                            

 

 


 

               

 

 

Педагог-организатор

Качалова Татьяна Анатольевна

                                                               

 

 

 

                                                                                                                                           Москва, 2013.

 

Тема занятия: «Иллюстрирование русской народной потешки: «Улитка, улитка...»»

Цель: Учить детей самостоятельно придумывать элементы украшения иллюстрации к потешке, используя аппликацию.

Задачи:

- Учить детей, делать различные виды цветов из цветных бумажных салфеток и создавая сказочные образы бабочек, используя готовые бумажные силуэты.

- Закреплять знания детей о книжной графике, о русских народных потешках, о цветах и насекомых.

-  Развивать  творческие способности и воображение.

- Развивать умение детей вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

- Развивать  мелкую моторику, глазомер, композиционные умения, цветоощущение, внимание, терпение, память, мышление.

- Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.

-Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, индивидуальность, самостоятельность, дисциплинированность, эстетический вкус.

Предварительная работа:

1. Знакомство с книжной графикой.

2. Знакомство детей с русской народной потешкой: «Улитка, улитка...».

3. Рассматривание иллюстраций различных художников-иллюстраторов, изображающих улитку.

4. Рисование улитки, создавая сказочный образ героини потешки, используя восковые мелки.

Материалы

Материалы для детей: рисунки детей, лепестки цветов из цветных бумажных салфеток, листики цветов из зелённых и салатовых бумажных салфеток, полоски бумажной салфетки зелёного и салатового цвета, маленькие круги из бумаги, бумажные силуэты бабочек, разноцветная коробка, фломастеры, ножницы, клей,  подносы, клеёнки, влажные салфетки.

Наглядные пособия: книги с русскими народными потешками, иллюстрации к потешке «Улитка, Улитка...» различных художников-иллюстраторов, готовые различные виды цветов, сделанные и цветных бумажных салфеток, картинки бабочек, напечатанный текст потешки.

ТСО: магнитофон, аудиозапись  различных спокойных мелодий.

                                                            

                                                       Ход занятия

 

Педагог: Сегодня, мы, ребята, продолжаем иллюстрировать русскую народную потешку: «Улитка, улитка...», используя 2-а способа изображения: на предыдущем занятие - рисование  восковыми мелками (улитки, травы, грибов, солнце, небо и землю).

А сегодня аппликация, изготовление различных цветов из цветных бумажных салфеток и создание сказочных образов бабочек, используя готовые шаблоны.                                

 

1. Повторение материала.

Педагог: Ребята, давайте вспомним весёлую потешку про улитку, кто из вас нам её расскажет?

Дети:                                      «Улитка, улитка!

                                            Покажи свои рога,

                                            Дам кусок пирога,

                                           Пышки, ватрушки,

                                         Сдобные лепёшки»

 

Педагог: Молодцы! Ребята, скажите, что я держу в руках?

Дети: Книгу.

Педагог:  А, скажите, пожалуйста, кто рисует картинки для книг?

Дети: Картинки для книг рисуют художники.

Педагог: А как по-другому называются картинки в книгах?

Дети: Картинки в книгах называются иллюстрации.

Педагог:  Кем мы с вами сегодня будем?

Дети: Мы сегодня будем художниками-иллюстраторами.

Педагог: Правильно, но не простыми художниками-иллюстраторами, а волшебными. Мы сегодня с вами продолжаем создавать сказочную иллюстрацию к потешке: «Улитка, улитка...». Сейчас мы будем делать, и приклеивать к нашим работам разные сказочные цветы из цветных бумажных салфеток. Но это ещё не всё, что мы сделаем, но об этом вы узнаете чуть позже. (Педагог показывает детям  цветную коробку).

Педагог: Работать вы сегодня будите в паре над завершением создания иллюстрации.

 

2. Выполнение различных цветов из цветных бумажных салфеток.

 

 (Педагог объясняет материал под тихое звучание  различных мелодий) 

Педагог: Начнём мы с вами с изготовления цветов из цветных бумажных салфеток. Скажите мне ребята, из чего состоит цветок?

Дети: Корень, стебелёк, листочки, бутон.

Педагог:  Молодцы, сначала мы сделаем стебельки будущих цветов. У вас на подносе лежать полоски салфеток зелёного цвета длинные и короткие. Для изображения высоких и низких цветов. Возьмите аккуратно короткую зелённую полоску, мы её сейчас превратим в верёвочку. Посмотрите, вот так. (Показываю и объясняю). Возьмём пальчиками за верх полосочки и аккуратно край закрутим, как фантик конфетки или бантик. Затем 2-мя пальчиками правой руки – большим и указательным начинаем, скручивать полоску вверху, а 2-мя пальчиками левой руки – большим и указательным снизу придерживаем полоску. Выполняем скручивание очень аккуратно, потому что полоска может порваться.  Так же мы делаем остальные стебельки для цветов.

Ребята, цветы  у вас будут разной высоты – высокие и низкие, некоторые будут выше, чем ваша улитка. Поэтому стебельки цветом мы будем приклеивать к работе таким способом.

Сначала проводим полоску клеем, а потом сверху приклеиваем стебелёк. Лишнее можно отрезать ножницами.

Ваши цветочки могут расти не прямо, а под наклоном, как будто они «разговаривают» с вашей улиткой, или подул ветерок.

 Так же располагаться на травке они могут по-разному, выше, ниже, близко друг от друга или далеко.

Художники, скажите, пожалуйста, что ещё есть у цветка кроме стебелька?

Дети: У цветка есть листочки и сам цветок (бутон).

Педагог:  Молодцы, конечно же, листочки. Сейчас мы их будем приклеивать к стебелькам. Но они у нас будут, как живые. Мы их не будем полностью приклеивать к работе, а толь часть листочка. У каждого будущего цветка у нас будет видно 2 или 3 листочка.  Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: Рисуем клеем маленький кружок рядом со стебельком, берём с подноса листок того цвета, что и стебелёк, и приклеиваем его к стебельку, внизу листочка чуть-чуть сминаем, для придания ему объёма.

Теперь я вам расскажу и покажу, как делать различные цветы.

Дети после объяснения педагогом каждого способа, делают цветы.

 

1-й способ.

Педагог:  Возьмите круг белого цвета, намажьте его весь клеем. И начинайте аккуратно  приклеивать к кругу лепестки близко друг к другу. А для придания объёма, можно сделать складочку у основания лепестка.

Ребята, что ещё осталось сделать?

Дети: Сердцевину цветка.

Педагог:  Возьмите, полоску нужного цвета сомните  её и скатайте шарик.

Намажьте клеем серединку цветка и приклейте сердцевину.

Получившийся бутон цветка приклейте к любому стебельку, предварительно намазав клеем то место, где будет располагаться бутон.

 

2-й способ.

Педагог: Можно изобразить не раскрывшийся бутон. Взять 3-и лепестка, сделать внизу у каждого лепестка складку, намазать клеем чуть выше стебелька и приклеить сначала 1-й лепесток, 2-ой и 3-ий.

 

3-й способ.

Педагог:  Другие цветочки можно сделать вот так, скатать из 3-х цветных полосок шарики, и приклеить их рядом со стебельком с двух сторон напротив друг друга или один ниже другой выше и последний вверху над стебельком.

 

4-й способ.

Педагог:   Ещё один способ, возьмите цветную полоску салфетки сомните её, но не очень сильно. Намажьте клеем рядом со стебельком и приклейте получившийся сказочный бутон, так же остальные цветки располагайте с двух сторон напротив друг друга или один ниже другой выше и последний вверху над стебельком.

 

Педагог:   Молодцы, мои художники, какие красивые у вас получились цветы, просто сказка! Теперь вашим улиткам стало ещё веселее, сидеть среди такой красоты!

 

3. Сюрпризный момент с бабочками.

 

Педагог:   А сейчас пришло время узнать, что же за сюрприз находится в этой красивой коробочке?  Ребята, как вы думаете, что там?

Дети: Дети высказывают свои предположения.

Педагог:    Давайте, посмотрим, подходите, ко мне и вставайте в полукруг.

(Открывается коробка, а внутри белые бумажные бабочки, раздаю каждому ребёнку по бабочке).

Дети: Там бабочки.

 

4. Физкультминутка «Бабочки».

 

Педагог:  А сейчас поиграем в игру, которая называется «Бабочки». На слова шуточного стихотворения мы будем выполнять движения

 

«Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,

Крыльев разных у них сколько?

Столько раз присядем разом,

Сколько лапок видим сразу».

                                      Г. Утробин.

 

Педагог:   Молодцы ребята, садитесь на свои места.

 

5. Создание сказочного образа бабочек.

 

Педагог: Художники, скажите, а почему все бабочки с белыми крылышками?

Дети: Высказывают свои предположения.

Педагог:   Эти бабочки все такие грустные, и если ваши улитки увидят их, то они тоже загрустят. Так давайте их раскрасим в самые яркие, весёлые цвета. А какие тогда цвета красок нам понадобятся?

Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, розовый, салатовый, голубой.

Педагог: Ребята, вы готовы творить чудеса, превращать этих бабочек в сказочно красивых,  ярких и весёлых. Возьмите, в руки фломастеры и раскрасьте им крылышки, нарисуйте узоры.

(Дети выполняют задание).

Педагог: Сейчас посмотрим, какие красивые, яркие, весёлые и забавные бабочки у вас получились. Молодцы.  Осталось теперь их приклеить к вашим работам.  Чтобы бабочка казалась живой, намажьте клеем только её туловище и приклейте.

 

6. Выставка детских работ.

 

Педагог:   Молодцы, художники, вы просто волшебники, какая красота у вас всех получилась!

- Скажите, пожалуйте, у кого получилась самая весёлая иллюстрация к потешке «Улитка, улитка..»?

- Самая яркая, красочная?

- У кого самая маленькая улитка?

- У кого самая большая?  И т.д.  Молодцы, ребята.

Педагог: Теперь давайте мы с вами всем вашим улитка прочтём ещё раз потешку:

«Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобные лепёшки».

 

Педагог:  А чтобы не забыть эту потешку, я вам раздам текст. И вы приклеите его к своим иллюстрациям. Один из вас намажет его клеем, а другой приклеит к работе.   

 

7.  Подведение итогов.

 

Педагог: Ребята, кем мы с вами сегодня были?

Дети:  Художниками - иллюстраторами?

Педагог:    Что сегодня создали?

Дети: Иллюстрацию к потешке: «улитка, улитка...»

Педагог:   Молодцы!  На этом наше занятие закончено.

Литература

1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2004.

3. Песенки и потешки. - М.: Стрекоза, 2008.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»

Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...