Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству на тему: "Иллюстрирование русской народной потешки: "Улитка, улитка...""
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

    Качалова Татьяна Анатольевна

                                                                                             

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва

    средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова

    (Дошкольное отделение № 5- детский сад № 1892)

     

     

     

     

     

    Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительному искусству на тему:

     «Иллюстрирование русской народной потешки:

    «Улитка, улитка...»»

                                                                                                          для детей подготовительной к школе логопедической группы

                                

     

     


     

                   

     

     

    Педагог-организатор

    Качалова Татьяна Анатольевна

                                                                   

     

     

     

                                                                                                                                               Москва, 2013.

     

    Тема занятия: «Иллюстрирование русской народной потешки: «Улитка, улитка...»»

    Цель: Учить детей самостоятельно придумывать элементы украшения иллюстрации к потешке, используя аппликацию.

    Задачи:

    - Учить детей, делать различные виды цветов из цветных бумажных салфеток и создавая сказочные образы бабочек, используя готовые бумажные силуэты.

    - Закреплять знания детей о книжной графике, о русских народных потешках, о цветах и насекомых.

    -  Развивать  творческие способности и воображение.

    - Развивать умение детей вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

    - Развивать  мелкую моторику, глазомер, композиционные умения, цветоощущение, внимание, терпение, память, мышление.

    - Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.

    -Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, индивидуальность, самостоятельность, дисциплинированность, эстетический вкус.

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с книжной графикой.

    2. Знакомство детей с русской народной потешкой: «Улитка, улитка...».

    3. Рассматривание иллюстраций различных художников-иллюстраторов, изображающих улитку.

    4. Рисование улитки, создавая сказочный образ героини потешки, используя восковые мелки.

    Материалы

    Материалы для детей: рисунки детей, лепестки цветов из цветных бумажных салфеток, листики цветов из зелённых и салатовых бумажных салфеток, полоски бумажной салфетки зелёного и салатового цвета, маленькие круги из бумаги, бумажные силуэты бабочек, разноцветная коробка, фломастеры, ножницы, клей,  подносы, клеёнки, влажные салфетки.

    Наглядные пособия: книги с русскими народными потешками, иллюстрации к потешке «Улитка, Улитка...» различных художников-иллюстраторов, готовые различные виды цветов, сделанные и цветных бумажных салфеток, картинки бабочек, напечатанный текст потешки.

    ТСО: магнитофон, аудиозапись  различных спокойных мелодий.

                                                                

                                                           Ход занятия

     

    Педагог: Сегодня, мы, ребята, продолжаем иллюстрировать русскую народную потешку: «Улитка, улитка...», используя 2-а способа изображения: на предыдущем занятие - рисование  восковыми мелками (улитки, травы, грибов, солнце, небо и землю).

    А сегодня аппликация, изготовление различных цветов из цветных бумажных салфеток и создание сказочных образов бабочек, используя готовые шаблоны.                                

     

    1. Повторение материала.

    Педагог: Ребята, давайте вспомним весёлую потешку про улитку, кто из вас нам её расскажет?

    Дети:                                      «Улитка, улитка!

                                                Покажи свои рога,

                                                Дам кусок пирога,

                                               Пышки, ватрушки,

                                             Сдобные лепёшки»

     

    Педагог: Молодцы! Ребята, скажите, что я держу в руках?

    Дети: Книгу.

    Педагог:  А, скажите, пожалуйста, кто рисует картинки для книг?

    Дети: Картинки для книг рисуют художники.

    Педагог: А как по-другому называются картинки в книгах?

    Дети: Картинки в книгах называются иллюстрации.

    Педагог:  Кем мы с вами сегодня будем?

    Дети: Мы сегодня будем художниками-иллюстраторами.

    Педагог: Правильно, но не простыми художниками-иллюстраторами, а волшебными. Мы сегодня с вами продолжаем создавать сказочную иллюстрацию к потешке: «Улитка, улитка...». Сейчас мы будем делать, и приклеивать к нашим работам разные сказочные цветы из цветных бумажных салфеток. Но это ещё не всё, что мы сделаем, но об этом вы узнаете чуть позже. (Педагог показывает детям  цветную коробку).

    Педагог: Работать вы сегодня будите в паре над завершением создания иллюстрации.

     

    2. Выполнение различных цветов из цветных бумажных салфеток.

     

     (Педагог объясняет материал под тихое звучание  различных мелодий) 

    Педагог: Начнём мы с вами с изготовления цветов из цветных бумажных салфеток. Скажите мне ребята, из чего состоит цветок?

    Дети: Корень, стебелёк, листочки, бутон.

    Педагог:  Молодцы, сначала мы сделаем стебельки будущих цветов. У вас на подносе лежать полоски салфеток зелёного цвета длинные и короткие. Для изображения высоких и низких цветов. Возьмите аккуратно короткую зелённую полоску, мы её сейчас превратим в верёвочку. Посмотрите, вот так. (Показываю и объясняю). Возьмём пальчиками за верх полосочки и аккуратно край закрутим, как фантик конфетки или бантик. Затем 2-мя пальчиками правой руки – большим и указательным начинаем, скручивать полоску вверху, а 2-мя пальчиками левой руки – большим и указательным снизу придерживаем полоску. Выполняем скручивание очень аккуратно, потому что полоска может порваться.  Так же мы делаем остальные стебельки для цветов.

    Ребята, цветы  у вас будут разной высоты – высокие и низкие, некоторые будут выше, чем ваша улитка. Поэтому стебельки цветом мы будем приклеивать к работе таким способом.

    Сначала проводим полоску клеем, а потом сверху приклеиваем стебелёк. Лишнее можно отрезать ножницами.

    Ваши цветочки могут расти не прямо, а под наклоном, как будто они «разговаривают» с вашей улиткой, или подул ветерок.

     Так же располагаться на травке они могут по-разному, выше, ниже, близко друг от друга или далеко.

    Художники, скажите, пожалуйста, что ещё есть у цветка кроме стебелька?

    Дети: У цветка есть листочки и сам цветок (бутон).

    Педагог:  Молодцы, конечно же, листочки. Сейчас мы их будем приклеивать к стебелькам. Но они у нас будут, как живые. Мы их не будем полностью приклеивать к работе, а толь часть листочка. У каждого будущего цветка у нас будет видно 2 или 3 листочка.  Ребята, вы готовы?

    Дети: Да.

    Педагог: Рисуем клеем маленький кружок рядом со стебельком, берём с подноса листок того цвета, что и стебелёк, и приклеиваем его к стебельку, внизу листочка чуть-чуть сминаем, для придания ему объёма.

    Теперь я вам расскажу и покажу, как делать различные цветы.

    Дети после объяснения педагогом каждого способа, делают цветы.

     

    1-й способ.

    Педагог:  Возьмите круг белого цвета, намажьте его весь клеем. И начинайте аккуратно  приклеивать к кругу лепестки близко друг к другу. А для придания объёма, можно сделать складочку у основания лепестка.

    Ребята, что ещё осталось сделать?

    Дети: Сердцевину цветка.

    Педагог:  Возьмите, полоску нужного цвета сомните  её и скатайте шарик.

    Намажьте клеем серединку цветка и приклейте сердцевину.

    Получившийся бутон цветка приклейте к любому стебельку, предварительно намазав клеем то место, где будет располагаться бутон.

     

    2-й способ.

    Педагог: Можно изобразить не раскрывшийся бутон. Взять 3-и лепестка, сделать внизу у каждого лепестка складку, намазать клеем чуть выше стебелька и приклеить сначала 1-й лепесток, 2-ой и 3-ий.

     

    3-й способ.

    Педагог:  Другие цветочки можно сделать вот так, скатать из 3-х цветных полосок шарики, и приклеить их рядом со стебельком с двух сторон напротив друг друга или один ниже другой выше и последний вверху над стебельком.

     

    4-й способ.

    Педагог:   Ещё один способ, возьмите цветную полоску салфетки сомните её, но не очень сильно. Намажьте клеем рядом со стебельком и приклейте получившийся сказочный бутон, так же остальные цветки располагайте с двух сторон напротив друг друга или один ниже другой выше и последний вверху над стебельком.

     

    Педагог:   Молодцы, мои художники, какие красивые у вас получились цветы, просто сказка! Теперь вашим улиткам стало ещё веселее, сидеть среди такой красоты!

     

    3. Сюрпризный момент с бабочками.

     

    Педагог:   А сейчас пришло время узнать, что же за сюрприз находится в этой красивой коробочке?  Ребята, как вы думаете, что там?

    Дети: Дети высказывают свои предположения.

    Педагог:    Давайте, посмотрим, подходите, ко мне и вставайте в полукруг.

    (Открывается коробка, а внутри белые бумажные бабочки, раздаю каждому ребёнку по бабочке).

    Дети: Там бабочки.

     

    4. Физкультминутка «Бабочки».

     

    Педагог:  А сейчас поиграем в игру, которая называется «Бабочки». На слова шуточного стихотворения мы будем выполнять движения

     

    «Мы подпрыгнем столько раз,

    Сколько бабочек у нас.

    Руки вверх поднимем столько,

    Крыльев разных у них сколько?

    Столько раз присядем разом,

    Сколько лапок видим сразу».

                                          Г. Утробин.

     

    Педагог:   Молодцы ребята, садитесь на свои места.

     

    5. Создание сказочного образа бабочек.

     

    Педагог: Художники, скажите, а почему все бабочки с белыми крылышками?

    Дети: Высказывают свои предположения.

    Педагог:   Эти бабочки все такие грустные, и если ваши улитки увидят их, то они тоже загрустят. Так давайте их раскрасим в самые яркие, весёлые цвета. А какие тогда цвета красок нам понадобятся?

    Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, розовый, салатовый, голубой.

    Педагог: Ребята, вы готовы творить чудеса, превращать этих бабочек в сказочно красивых,  ярких и весёлых. Возьмите, в руки фломастеры и раскрасьте им крылышки, нарисуйте узоры.

    (Дети выполняют задание).

    Педагог: Сейчас посмотрим, какие красивые, яркие, весёлые и забавные бабочки у вас получились. Молодцы.  Осталось теперь их приклеить к вашим работам.  Чтобы бабочка казалась живой, намажьте клеем только её туловище и приклейте.

     

    6. Выставка детских работ.

     

    Педагог:   Молодцы, художники, вы просто волшебники, какая красота у вас всех получилась!

    - Скажите, пожалуйте, у кого получилась самая весёлая иллюстрация к потешке «Улитка, улитка..»?

    - Самая яркая, красочная?

    - У кого самая маленькая улитка?

    - У кого самая большая?  И т.д.  Молодцы, ребята.

    Педагог: Теперь давайте мы с вами всем вашим улитка прочтём ещё раз потешку:

    «Улитка, улитка!

    Покажи свои рога,

    Дам кусок пирога,

    Пышки, ватрушки,

    Сдобные лепёшки».

     

    Педагог:  А чтобы не забыть эту потешку, я вам раздам текст. И вы приклеите его к своим иллюстрациям. Один из вас намажет его клеем, а другой приклеит к работе.   

     

    7.  Подведение итогов.

     

    Педагог: Ребята, кем мы с вами сегодня были?

    Дети:  Художниками - иллюстраторами?

    Педагог:    Что сегодня создали?

    Дети: Иллюстрацию к потешке: «улитка, улитка...»

    Педагог:   Молодцы!  На этом наше занятие закончено.

    Литература

    1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

    2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2004.

    3. Песенки и потешки. - М.: Стрекоза, 2008.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

    Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

    Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

    Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

    Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

    Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

    Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...