Формирование словаря детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Гонтарь Нелли Дмитриевна

Этапы развития словарного запаса дошкольников.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря!

 Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

 Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300–400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000–2500, а в 6–7 лет до 3500–4000 слов.

    Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов).

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития словарного запаса дошкольников.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря!

 Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

 Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300–400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000–2500, а в 6–7 лет до 3500–4000 слов.

    Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов).

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие — развитие значений слов, представляющее «грандиозную сложность».

Качественный рост словаря.

Значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны.

Одним словом, ребенок может называть разные предметы. Эти

первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Четкое называние предмета возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития.

Уже с 10–11 мес., ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом (ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча — знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч). Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Эта степень обобщения доступна детям в три — три с половиной года.

Для того чтобы ребенок усвоил слова – обобщения (посуда, игрушки, мебель и т.д.), на первом году жизни необходимо более 50-70 повторений названий предмета или действия, которое произносит взрослый, на втором году – не более 10. Помните, большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом.

После 4–5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознаёт всего смысла слова. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

В поэтической форме показала особенности детской речи А. Барто: «— Мне не хватает теплоты», —она сказала дочке. Дочь удивилась: — Мерзнешь ты и в летние денечки? — Ты не поймешь, еще мала, —вздохнула мать устало. А дочь кричит: — Я поняла! — и тащит одеяло».

Это объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3–5 лет зависит от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами.

Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, щетка, игрушки, одежда).

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится»; ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсь», «намакаронился», «мазелин». Этот период от двух до пяти лет отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены на основе подражания тем формам слов, которые они слышат от окружающих взрослых.

Далее к 6–7 годам происходит уточнение смыслового содержания слов. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Таким образом, словарный запас растет, углубляется по мере

развития ребенка, по мере того как расширяется и становится

разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и

предметов, с которыми он вступает в общение.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык

действительно становится родным.

Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Прежде всего дети усваивают:

 -  бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См.: Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.);

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях.

В. И. Логинова выделила три таких направления:

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов – Как называется это?).

Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т. е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова.

Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Учитывая потребности практики, в ряде исследований предпринята попытка создания примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, В. И. Яшина, Н. П. Иванова).

Тема «Труд водителей транспорта» (средняя группа). Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей этого возраста о труде людей.

Слова, обозначающие трудящегося человека: водитель, шофер.

Слова, обозначающие качества, признаки предметов: автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жесткий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклянный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный, узкий, чистый, широкий.

Слова, связанные с понятием «транспорт»: автобус, автомобиль, асфальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор, сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги (троллейбуса), шина.

Слова, обозначающие действия: водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеплять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремонтировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управлять, ухаживать, чистить.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку: вежливый, внимательный, заботливый, старательный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо.

 

Методы словарной работы

Введение новых слов в словарь

Методы

Возраст

Закрепление и активизация словаря

Методы

Возраст

1.Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Рассматривание и обследование предметов, Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых, Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки

Во всех возрастных группах

Начиная со средней группы

Рассматривание игрушек,

Рассматривание картин знакомого содержания

Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками

Во всех возрастных группах

2.Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Экскурсии (социальное окружение, природа), Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием,

Чтение и рассказывание литературных произведений,

Показ диа-, кинои видеофильмов, просмотр телепередач

Во всех возрастных группах

Главным образом, в старших группах

Лексические (словарные) упражнении

Загадывание и отгадывание загадок

        Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)

Во всех возрастных группах

Преимущественно в средней и старших группах

Методика словарной работы в возрастных группах

Объекты восприятия

Задачи (знания и словарь)

Повседневная бытовая и трудовая деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

4-й год жизни

Помещение группы

Ориентировка в групповой комнате. Усвоение знаний о расположении всех комнат, их назначении и оборудовании, соответствующих названий.

Разговоры о помещениях группы (их расположение и назначение) Осмотры оборудования раздевальной комнаты, умывальной, спальни

Разговоры с детьми в ходе игры

Осмотры комнат группы. Уточнение их названий, назначения  Дидактические игры «Построим кукле комнату», «Уложим куклу спать»

6-й год жизни

Ближайшее окружение

Ориентировка в помещениях детского сада. Употребление слов справа, слева, прямо, вверх, вниз, ближе, дальше; рассказывание о размещении, назначении и названии помещений детского сада

Разговоры о здании детского сада, о помещениях и их расположении Поручения детям (с последующим словесным «отчетом») типа сходить к кому-то из сотрудников детского сада в Другое помещение

Упражнения на дополнение предложений недостающим словом (существительные, именующие помещения; наречия, характеризующие расположение помещений)

Дидактическая игра «Экскурсия по детскому саду»

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.

Большое значение для усвоения словаря имеют сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, а также труд детей. Вместе с тем, как показывают практика и исследования, если общение происходит только в быту, в сознании многих малышей связи между словом и образом предмета нередко не образуются вовсе или образуются неправильно.

На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом идет поэтапно:

- ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;

восприятие частей, деталей предмета;

- знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:

- широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;

- сюжетный характер игр-занятий;

- рассматривание предмета, его деталей;

- многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;

- активное подражание детей речевому образцу;

-использование вопросов, предполагающих ответ действием;

- формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

- чередование игровых действий с речевыми;

-активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;

- сравнение предметов по их внешнему виду;

- постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Источник

Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей дошкольного возраста

Информация будет полезна воспитателям как для самообразования, так и для размещения какого-то фрагмента в родительском уголке....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности

Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....

Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой...

«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»

Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...