Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема:"Весна "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мохова Валентина Николаевна

конспек занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.po_raz.rech_.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  в старшей группе

Тема:"Весна "

Цель : Формировать у детей представление о характерных признаках весны 

Задачи:

1. Образовательные:

- Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».

- Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи

- Учить детей придумывать  текст с опорой на серию сюжетных картинок.

- Закрепить представления о весне и ее приметах;

- Закрепление умения подбирать слова-родственники,

2. Развивающие:

 - Активизировать словарь по лексической теме «Весна», через использование мнемотехники

 - Развивать зрительную и речеслуховую память.

 -Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.

 - Развивать навыки самоконтроля за речью.

3. Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением сороки, весенние и зимние пейзажи; весенние цветы (подснежники, ландыши, тюльпаны), мяч

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

Доброе утро,

Скорей проснитесь,

Солнцу шире улыбнитесь!          

Воспитатель:– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла и скоро наступит? (лето)

Воспитатель:– А вы рады весне? (ответы детей)

 Теперь сообщим эту новость радостно: («Весна пришла!»)

 Воспитатель: И как вы уже поняли, мы сегодня поговорим о весне.

- Дети, а какие весенние месяцы вы знаете? Назовите первый месяц весны, третий. А какой месяц находится между  апрелем и маем?(ответы детей)

Воспитатель: - А  чтобы узнать, по каким приметам  пришла весна, мы поиграем в игру «Что сначала, что в конце».

Нужно  последовательно расположить картинки в порядке очередности и описать  их. Предлагаю ответить предложением, начиная его со слов «Весной».

(дети выполнят задание на магнитной доске)

 Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Весенние слова» (дети становятся в круг, называя слово, передают следующему)

- Весна какая? (веселая, звонкая, красивая, цветущая, теплая, дождливая, ранняя и т.д.)

-Какие вы знаете весенние цветы?  (подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, фиалка)

- Солнышко весной какое? (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, доброе).

   - У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково: солнце - …, туча - …, ветер - …,  трава - …, скворец - …, дерево - …, цветок - ….

- Найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Во что он превратился? (лужа, ручеек)

 - А что можно сказать о весеннем ручейке? Какой он? (быстрый, голубой, журчащий, прозрачный,  глубокий, холодный)

  Воспитатель: Давайте и мы станем ручейком. (Дети становятся  парами для народной игры «Ручеек»)

Физкультминутка «Ручеек»

 Воспитатель: - А теперь придумаем и расскажем им весеннюю сказку «Кот и сосулька»

«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил  (гулять), но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке ( погреться). Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Кто дальше хочет придумать сказку и расскажет, что же приключилось с котом?

 Воспитатель: - Вспомним пословицы о весне. я начинаю, а вы продолжайте.

Весенний день целый год кормит.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Кто спит весною - плачет зимою.

Апрель с водой, а май с травой.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Матушка – весна всем красна.

 Воспитатель читает стихотворение “Весна – красна”.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

Воспитатель: - Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? (ответы детей). О чем говорится в стихотворении? (весной зацвели цветы на лугах, на елках выросли молодые, новые иголочки, а на осине и березе – листочки)

Воспитатель:  Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица). Давайте их внимательно рассмотрим и разберем, какая картинка подходит к тексту стихотворения.

- Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить

Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблицы

(3-5 детей).

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии?  (ответы детей)

На память  я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.