Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
консультация по развитию речи

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Составила: Нигматулина О.В.

учитель-логопед МБДОУ д/с №14

2013г.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

 К статическим относятся:

- «улыбка»,

- «трубочка»,

- «окошко»,

- «лопатка»,

- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Динамические упражнения:

- «улыбка-трубочка»,

- «качели»,

- «маятник»,

-«лопатка-иголка».

Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает трубочку?», «Кто умеет улыбаться?», «Построим забор».

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.

Первый комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка:

  1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий.
  6. Язык узкий.
  7. Чередование положений языка: широкий — узкий.
  8. Подъем языка за верхние зубы.
  9. Чередование движений языка вверх-вниз.
  10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса логопед в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л.

Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

     Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

     В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики.

     Уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

     В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, или  л, р) логопед может включить в артикуляционную гимнастику  звукоподражания на этот звук. (Нельзя использовать потешки, скороговорки, так как работа по уточнению произношения звука в речи будет осуществляться на занятиях по звукопроизношению согласно их планированию по группам.)

         Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

       В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;

б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;

в) носовых и сонорных: м — л, н — л;

г) губных и язычных: б — д, ф — х;

д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;

е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.

    Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов.

     Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: “Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у”, и т.д.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

     Проводить артикуляционную гимнастику нужно два раза в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед утренней зарядкой или перед завтраком в течение 5 – 7 мин и после дневного сна.

     При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным.

Артикуляционная гимнастика должна состоять примерно из 3-5 упражнений. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение. Каждое упражнение повторяется от 5 до 7 раз. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду.

Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания).

      Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение.

Методика проведения упражнения:

1.     Логопед или воспитатель рассказывает о предстоящем упражнений используя игровые приёмы.

2.     Показывает выполнение упражнения.

3.     Контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

Литература:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 64 с.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Научить воспитателей  выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика?  Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"

Рекомендации родителям по проведению комплекса артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения

Данная презентация предназначена для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме: "Артикуляционная гимнастика"...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения на занятиях воспитателя...