"Игры со словами" Упражнения по звукопроизношению.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кочергина Наталья Викторовна

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_slovami.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

                               Игры со словами        

                                 Игра «Слово заблудилось»

Заблудиться может каждый

Даже очень, очень важный

Бизнесмен или ребенок, белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось…

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей!

                                         Описание игры

Игра проводится на фронтальных или подгрупповых занятиях по звукопроизношению. Применять ее можно при работе над любой парой оппозиционных звуков.

1вариант -  (с картинками) для средних и старших групп.

На доску выставляются картинки (от трех до восьми).

Например, если тема занятия «Дифференциация звуков [з] – [ж]», наборы картинок могут быть следующими:

а) зубы, забор, заяц, жаба, завод, звезда ( «заблудилось слово жаба);

б) жук, желуди, зонт, живот, жилет ( « заблудилось   слово зонт» ) и т.д.

Дети должны найти заблудившееся слово и соответствующую картинку

И объяснить, почему эта картинка и слово лишние (« В этом слове нет звука…» )

2-й вариант ( с мячом)-  для старших и подготовительных к школе групп.

Слова в этом варианте даются только на слух. Логопед произносит ряд

Слов  и бросает мяч кому-то из детей. Например, при дифференциации

Звуков [с]-[ш] наборы слов могут быть следующими:

а) шуба, санки, шарф, шайба, шакал, шар («заблудилось» слово санки);

б) сосна, сок, шишка, стол, слон, стоп («заблудилось» слово шишка) и т.д.

Ребенок выбирает на слух лишнее слово, произносит его и возвращает  мяч    логопеду.

Количество слов в ряду можно увеличивать до десяти ( в зависимости от

степени  подготовленности детей).

Игру можно проводить как соревнование команд. Побеждает та команда,             которая даст больше правильных ответов и наберет наибольшее

количество «заблудившихся» слов (картинок).

Примечание. Проводя игру, надо подбирать картинки (слова) таким

образом, чтобы в них был только один из дифференцируемых звуков.

Нельзя брать слово с обоими оппозиционными звуками. Например,

дифференцируя  звуки [с]- [ц] , нельзя использовать картинку (слово) синица,     так как в нем есть оба звука.

                                      Игра «Звуки заблудились»

Звуки бегали как белки,

И играли все в горелки.

Не в том месте очутились.

Разбежались впопыхах,

Не в своих стоят словах.

                                                    Описание игры

  Педагог говорит слово, умышленно заменяя в нем какой то звук на оппозиционный и бросает мяч ребенку. Тот должен поймать мяч и произнести слово правильно, после чего мяч возвращается педагогу. Затем мяч бросают следующему ребенку и называют другое слово.

 Например, при дифференциации звуков IцI-IчI логопед может произносить такие слова: чиплёнок, чифра, кацели, палеч, цулок, цасы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, автоматизация в словах.дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, автоматизация в словах....