"Подготовка к обучению грамоте"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щулькина Ольга Юрьевна

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechevoe_razvitie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование грамматического строя речи, интереса к родному языку.

Задачи:

1. учить составлять схему предложения, продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение делить слова на слоги, упражнять в определении последовательности и местоположения звуков в словах, закреплять умение подбирать слова-признаки.

2. развивать фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи.

3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный и демонстрационный материал для составления схемы предложения, схемы-полоски и фишки для определения местоположения звука в слове, мнемотаблица стихотворения «День и ночь», карточки с цифрами, мяч, колокольчик, картинка «Мак».

Ход занятия.

1. Мотивация

Колокольчик наш звенит

В круг собраться нам велит.

Со словами поиграем,

Много нового узнаем!

2. Сл./ игра «Подбери слово».

Сегодня хорошая погода. Какие слова о погоде можно подобрать, чтобы сказать точнее? (тёплая, солнечная, прекрасная и т.п.).

А на днях была плохая погода. Какими слова можно подобрать о такой погоде? (ветреная, холодная, ненастная и т.п.).

3. «Расскажи стихотворение» (с опорой на схему).

Какое стихотворение о весне мы свами недавно учили» («Ночь и день»)

Давайте вспомним его.

Ребёнок по желанию рассказывает стихотворение (при затруднении опирается на схему).

Ночь зимой, как чёрный кот,

День как серенькая мышь.

Но весна, весна идёт!

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв.

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезает тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой блестящий кот!

4. «Предложение»

Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Зима недаром злится.

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

  • Из чего состоит стихотворение? (из предложений).
  • А из чего состоит предложение? (из слов)
  • Сколько слов в предложении «Зима недаром злится». (три слова)
  • (на доске выкладывается схема предложения)
  • Какое первое слово в этом предложении?
  • Какое последнее (третье) слово в этом предложении?
  • Каким по счёту в этом предложении стоит слово «недаром»?
  • Выложите схему предложения «Наступила весна».
  • Выложите схему предложения «Сегодня расцвёл первый подснежник».

  • Сравните эти предложения по количеству слов. Что вы можете сказать?

(первое предложение короткое, а второе длинное).

  • Почему вы так считаете? (в первом предложении меньше слов (2), а во втором больше (4)).
  • Какие бывают предложения по количеству слов? (короткие и длинные).

5. Физминутка

Игры с мячом:

«Назови одним словом»

Подснежник, фиалка, одуванчик – это (цветы)

Синица, кукушка, соловей – это (птицы)

Берёза, рябина, клён –это (деревья)

Сом, карась, щука – это (рыбы)

«Скажи три слова»

Мебель – (стол, шкаф, кровать)

Музыкальные инструменты – (скрипка, барабан, пианино)

Дикие животные – (волк, лиса, медведь)

Посуда – (тарелка, кастрюля, сковорода)

«Скажи наоборот»

Далеко – (близко)

Высоко – (низко)

Темно – (светло)

Холодно – (жарко)

6. «Части слова»

  • Как называются части, из которых состоят слова? (слоги).
  • Сколько частей (слогов) в словах «зима», «злится», «весна», «стучится».

(дети определяют количество слогов в словах любым способом и поднимают карточку с соответствующей цифрой).

7. «Место звука в слове»

Отгадайте загадку:

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный ... (мак)

  • Сколько звуков в слове «мак»?
  • Какой звук стоит первым в этом слове?
  • Какой звук последний (третий) в этом слове?
  • Каким по счёту в слове «мак» стоит звук «а»?
  • Определите место звука «м» в словах «мак», «ком», «яма».

(дети отмечают местоположение звука в слове с помощью полоски с делениями и фишек).

8. Итог занятия.

Колокольчик вновь звенит,

В круг собраться нам велит.

Со словами мы играли,

Что сегодня вы узнали?

 

(Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, что вызвало наибольший интерес, в чём испытывали трудности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...