"Таинственный космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», освоение  космоса людьми. Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainstvennyy_kosmos_starshaya_gruppa.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для старшей группы

Тема: «Таинственный космос»

Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: коллективная деятельность (работа по подгруппам).

Материал и оборудование: демонстрационный материал, макеты планет, художественный материал.

Планируемые результаты: развитие интереса к космосу.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «Солнечная система»;
  • рассказать об основных планетах и их характерных признаках;
  • сформировать знания о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать кругозор, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению Солнечной системы.

Ход НОД

I. Вводная часть (мотивационный этап) – 3 мин.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте дружно возьмемся за руки и сделаем красивый круг (Воспитатель вместе с детьми встает в круг.) Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Импульс». Воспитатель предлагает детям отправить рукопожатие по кругу и начинает первым.

Артикуляционная гимнастика по теме.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Дети отвечают.) Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное космическое путешествие, где вы увидите много нового и интересного. А как вы думаете, на чем можно отправиться в такое путешествие? (Дети отвечают – на ракете.) Чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Завести моторы! (Дети вращают руки перед грудью.)

Соединить контакты. (Соединяют кончики пальцев рук.)

Приготовится к запуску ракеты! (Приседают.)

Пуск! (Встают и поднимают руки вверх.)

Мы взлетели. Отправляемся в долгий путь.

II. Основная часть (деятельностный этап) – 20 мин.

Воспитатель: Вот мы и прибыли с вами в необычное место. Это космический планетарий. Скажите, может, кто-то уже знает, что это?

Воспитатель показывает на модель Солнечной системы. Дети отвечают, что это. Если их ответ правильный, воспитатель хвалит детей, если нет – уточняет.

Воспитатель: Это Солнечная система. Она включает в себя центральную звезду – Солнце – и все естественные космические объекты, которые вращаются вокруг него. Солнце дает жизнь всему живому на Земле и словно раскаленный огненный шар раздает тепло ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера), очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса, очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой, а очень удобной для появления и развития на ней жизни. Посмотрите, какие есть планеты.

Дети рассматривают планеты.

Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Большинство из них ученые назвали в честь греческих и римских богов. Давайте познакомимся с каждой планетой.

Воспитатель рассказывает детям о планетах и дает им краткие характеристики.

Рассказ о планетах Солнечной системы:

Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета. При этом Меркурий почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой – очень холодно. Поверхность этой планеты каменистая и пустынная, на ней нет ни воды, ни воздуха.

Венера. Это вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле, есть атмосфера – воздушная оболочка. Только состоит она не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно. Еще на ее поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий. Венера – самая яркая планета на небе.

Земля. Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом. Здесь живем мы, звери, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звездами. И еще у планеты Земля есть маленькая подружка – Луна, которая является спутником Земли.

Марс. Это красная маленькая планета – четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, его там почти нет. Также почти нет воды, хотя ученые ее все время ищут, ведь когда-то ее, возможно, было очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну еще предстоит разгадать. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

Педагог собирает вокруг себя детей и проводит физкультминутку (1 мин.)

Юпитер. Это самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн. Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Ее удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

Уран. Это таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик. Его называют «лежачей» планетой.

Нептун. Это восьмая по счету ледяная и очень холодная планета. Она находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают ее поверхности. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода на ней не просто зимняя, а, по космическим меркам, совсем холодная, так что все на ней, даже газ, превращается в лед.

Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты. Теперь ее называют карликовой планетой и ко взрослым планетам не пускают. Может, Плутон еще совсем младенец, и ему просто надо подрасти?

Воспитатель: Ну что, давайте еще раз повторим названия всех планет и сосчитаем их.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Планеты»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (А. Хайт)

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, но нам пора возвращаться в группу. Мы еще не раз побываем в космическом планетарии. А теперь готовимся к взлету, поехали!

Воспитатель предлагает детям создать коллаж «Планеты Солнечной системы». Дети самостоятельно делятся на подгруппы, выбирают художественный материал по своему желанию (бумагу разных цветов и фактуры, карандаши, гуашь, фломастеры и т. д.) и оформляют коллаж

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 мин.

Педагог проводит рефлексию и вешает коллаж на стену или стенд так, чтобы его видели дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое игровое занятие «Таинственный космос».

Целью занятия является развитие ассоциативного мышления, образного, эмоционального восприятия цвета, овладение техническими навыками в работе с «живым» цветом....

Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/

Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...

Проект "Этот таинственный космос"

Познавательный исследовательский проект в подготовительной группе«Этот таинственный  космос»Цель проекта:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос" Возраст детей 6-7 лет

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос"Возраст детей 6-7 лет....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема «Таинственный космос».

Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета);- Уточнить знания об исследованиях Вселенной, космонавтах;- Расширить знания о планете З...

Конспект НОД "Таинственный космос" для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое развлечение, посвященное Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста, цель: формирование и систематизация знаний о космосе....