Проект. Сюжетно-ролевые игры в младшей группе.
проект по развитию речи (младшая группа)

Кузнецова Анастасия Анатольевна

Проект. Сюжетно-ролевые игры в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._syuzhetno-rolevye_igry_v_mladshey_gruppe.docx398.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение          

Детский сад № 224 «Здоровье» комбинированного вида

Индустриального района города Барнаула

Проект

«Сюжетно-ролевая игра»

Разработчик проекта:

Кузнецова Анастасия Анатольевна

г. Барнаул – 2021

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

                                    В.А. Сухомлинский

Аннотация к проекту.

       Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития речи, исследовательских навыков детей младшего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует:

  • становлению и развитию  его ключевых компетенций,
  • формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект будет полезен педагогам дошкольных учреждений. Это попытка на основе имеющегося инструмента – алгоритма проектной деятельности – создать универсальное пособие, использовать которое можно в работе по любой из образовательных программ дошкольного воспитания.

Каждый педагог может внести в проект необходимые изменения

H:\Проект\Сюжетно-ролевая игра\v-ceNJneRJE - копия.jpg

Актуальность проекта:

           Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Сюжетно – ролевые игры «Город профессий» дают детям возможность приобрести знания о разных профессиях. 

Вид проекта: данный проект характеризуется как смешанный (информационно-практический).

Продолжительность проекта:  краткосрочный, групповой.

Участники проекта: реализация проекта проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, родителями воспитанников, воспитателями.

Цель проекта:  формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. 

Задачи проекта:

Познакомить детей с такими профессиями, как повар-кондитер, продавец, врач, полицейский (инспектор ДПС), парикмахер, работник прачечной, слесарь по ремонту автомобилей, строитель, их трудовыми действиями, с предметами – помощниками;

  • Воспитать уважение к труду, вызвать желание трудиться;
  • Развивать умение действовать согласованно;
  • Развивать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

У детей:                                                                                                                

  • Формирование речевых способностей и представлений о различных профессиях.

У родителей:

  • Формирование практических навыков воспитания здорового ребенка;
  • Укрепление заинтересованности родителей (законных представителей) в сотрудничестве с педагогами и детским садом.

У педагогов:

  • Пополнение и систематизация знаний о безопасном поведении во время игр со снегом, при катании с горки, на санках и лыжах, при проведении подвижных игр;
  • Обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта.

Этапы работы над  проектом:

Подготовительный этап:

Основные методы, приемы:
- обследования, наглядности (рассматривание готовых атрибутов для игр, иллюстраций, видеофильмов, презентаций и т. д.) ;
- словесный (беседа, пояснения) ;
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изготовления атрибутов) ;
- эвристический (развитие находчивости и активности) ;
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.) 
Предполагаемый результат: реализация проекта позволит детям младшего дошкольного возраста приобрести знания о различных профессиях. Проект позволит развить умение детей самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры. Данный проект научит детей действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры, по желанию расширять понравившийся сюжет. 
Продолжительность проекта: краткосрочный
I этап – подготовительный
- Пополнены уголки:

- «Кухня» (для игры «Повар-кондитер») атрибутами: фартуки, косынки, посуда, пластилин, пакеты бумажные, фантики. 
- «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, белый халат (фартук, головной убор врача). 
- «ДПС» атрибутами: жезл, форма инспектора ДПС, дорожные знаки, светофор, автоправа. 

- «Строители» атрибутами: каски, инструменты строителя. 
- «Парикмахерская»: ножницы, расчески, бигуди и т. д. 
- «Прачечная»: утюги, гладильная доска, муляж «Стиральный порошок».
- «Магазин»: продукты, деньги, чеки, фартук, головной убор продавца. 
Некоторые атрибуты были изготовлены совместно с детьми: монеты для магазина, автоправа, светофор для игры «ДПС», пакеты бумажные для «Кондитерской».
Введены дидактические и настольные игры: «Профессии», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Что лишнее? ».
Пополнена библиотечка книгами Б. Заходер «Лучшие стихи для малышей»; В. Маяковский «Кем быть? »; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа».
Подобраны стихи и загадки о профессиях. 
Подготовлены картины «Врач», «Парикмахер», «Продавец», «Кондитер», «Полицейский», «Строитель», «Прачка».
Подготовлен материал для продуктивной деятельности. 
II этап – основной
В ходе непосредственной образовательной деятельности были проведены:
ООД «Путешествие в страну профессий», целью которого было ознакомление с различными профессиями, трудовыми действиями представителями этих профессий. 
ООД по развитию речи по теме: «Профессии моих родителей». 
На ООД по лепке дети познакомились с профессией «Пекарь». Из пластилина были изготовлены хлебо-булочные изделия. 
На ООД по аппликации дети приклеивали самолет, знакомились с профессией «Летчик».
На ООД по рисованию украшали платок и фартук узорами. 
Проводились физкультминутки по теме «Профессии».
На основном этапе проекта были проведены экскурсии в медицинский кабинет и в прачечную для ознакомления с профессиями «Медсестра» и «Работник прачечной».
Дети играли в дидактические и настольные игры: «Профессии», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?».
Проводилась пальчиковая гимнастика:
«Будем мы варить компот», «Почтальон», «Кровельщик», «Профессии».
Воспитателями были прочитаны детям стихи о профессиях: «Повар детского сада», «Парикмахер», «Водитель», «Мы – пожарные», «Кем хотите стать вы, дети? »
Дети отгадывали загадки о различных профессиях, раскрашивали раскраски по данной теме. 
Были проведены сюжетно – ролевые игры:
1. «Строитель»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. 
Роли: строители, шофёр, грузчик. 
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта. 
Предварительная работа: Беседа о работе строителя, о различных материалах для строительства. Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка». Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. 
Игровой материал: различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, предметы-заместители. 
2. «Прачечная»
Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда. 
Роли: Работницы прачечной. 
Игровые действия: предлагают выбрать детям работников прачечной. Разъяснить их трудовые действия. Применить данные действия в ходе игры. Знакомить с техникой безопасности при пользовании бытовой техникой и химией. 
Предварительная работа: Экскурсия в прачечную детского сада. Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». 
Игровой материал: Стиральная машина, стиральный порошок, мыло, утюги, гладильная доска, кукольная одежда. 
3.«Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры, клиенты. 
Игровые действия: Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Предварительная работа: Беседа о работе парикмахера. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». 
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, халаты, пелеринки. 
4. «Скорая помощь»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной. 
Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. 
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой медсестры (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) . Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. 
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, таблетки, и т. д. 
5. «Инспектор ДПС»
Задачи: знакомить с некоторыми дорожными знаками, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ДПС», «светофор», «нарушение правил движения», «пешеход», «штраф».
Роли: инспекторы ДПС, водители, пешеходы. 
Игровые действия: детям предлагают выбрать сотрудников ДПС, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты и пешеходы. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. 
Предварительная работа: Беседа о работе сотрудников ДПС, о правилах дорожного движения, важности их соблюдения, ознакомление с дорожными знаками. 
Игровой материал: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор, полицейская фуражка, жезл, водительские удостоверения. 
6. «Станция технического обслуживания автомобилей»
Задачи: развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомобилей. 
Роли: слесари по ремонту машин, водители. 
Игровые действия: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, выбрать сотрудников. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (двигателя, рулевого управления, тормозов и т. д.).
Предварительная работа: Беседа о работе слесаря по ремонту автомобилей, ознакомление с инструментами автослесаря, возможными неполадками в работе автомобиля. 
Игровой материал: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин. 
7. «Кондитерская фабрика»
Задачи: воспитывать интерес и способствовать уважение к труду кондитеров, развивать воображение, поощрять детскую инициативу, создавать интересную перспективу игры на завтрашний день. 
Роли: кондитеры, фасовщики. 
Игровые действия: выбрать кондитеров, фасовщиков. Предложить изготовить конфеты и печенье, красиво обернуть в фантики, расфасовать по пакетам. Разъяснить и показать детям, как они должны это делать. 
Предварительная работа: В беседах, при рассматривании иллюстрации познакомить детей с трудом кондитеров, вместе с детьми сделать пакеты для расфасовки кондитерских изделий. 
Игровой материал: фартуки, косынки, фантики, пластилин, пакеты из бумаги. 
8. «Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. 
Роли: продавец - кассир, покупатели, водитель, грузчик. 
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывает товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. 
Предварительная работа: Наблюдение за разгрузкой продуктов в детском саду. Беседа с детьми о работе продавца. Этическая беседа о поведении в общественных местах. 
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, деньги. 
Взаимодействие с семьями воспитанников на основном этапе проекта: родителям было предложено рассказать о своей работе детям, показать фотографии в рабочей одежде/на рабочем месте.
III этап - заключительный
На 
заключительном этапе проекта были проведены: 
- анализ подготовительного этапа проекта: как можно разнообразить игры, чего не хватило для проведения сюжетно – ролевых игр;
- анализ основного этапа проекта: проявляли ли дети желание участвовать в играх, их инициатива в ходе игры;
- беседы с детьми по проведенным сюжетно – ролевым играм: какие игры показались наиболее интересными и будут ли они в эти игры играть самостоятельно;
- наблюдение за самостоятельными сюжетно – ролевыми играми детей для определения заинтересованности предложенными сюжетами игр;
- подготовка презентации к проекту. 
Вывод: Дети приобрели начальные знания о профессиях, представленных в проекте. Многие дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх, предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры, расширять предметно – развивающую среду. 










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе 2012-2013 учебный год

Перспективный план создан на основе программы "Детство". Он включает в себя предварительную работу (сбор информации), ролевые диалоги и предметную среду...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы (от 1-3 лет)

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы (от 1-3 лет)...

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе 2015-2016 учебный год

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе 2015-2016 учебный год 1 квартал Сюжетно-ролевые игры: Детский сад. Семья. В гостях у матрешки. Магазин. СентябрьН...

Картотека сюжетно-ролевых игр для второй младшей группы

Картотека сюжетно-ролевыхигр для второй младшей группы детского сада....

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группы.В данной публикации содержится информация о предварительной работе, об атрибутах к играм....