КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ныркова Ирина Владимировна

конспект занятия в  подготовительной группе , пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nyrkova_i.v_pereskaz_rasskaza_kostochka_podg.gr_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение  

«Центр Развития Ребёнка детский сад № 11 «Якорек»

КОММУНИКАЦИЯ

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Воспитатель высшей категории

Ныркова Ирина Владимировна

Благовещенск, Башкортостан

КОММУНИКАЦИЯ

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст,   грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по  лексической теме. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.

СЛОВАРЬ: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: чтение рассказа, беседа, вопросы, поощрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: ваза с фруктами; портрет Л.Н.Толстого; предметные картинки с изображением вареного рака, горницы; магнитофон, запись шумов осени.

I Вводная часть

Дети входят в группу под музыкальное произведение А.Вивальди «Осень».

-Ребята ,вам понравилось это музыкальное произведение?

-Какое настроение оно вызвало у вас?

-К какому времени года, больше подходит эта музыка?

- Да , действительно, осень бывает такая разная и только осенью бывает такое буйство красок. Вот это все и показал известный итальянский композитор Антонио Вивальди, в своем музыкальном произведении «Осень», отрывок которого мы с вами сейчас прослушали.

Обо всех временах года композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины, поэты посвящают стихи. Давайте с вами вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Чтение стихотворения ребенком.

- Осенью созревает большой урожай. Чего?

+Овощей, фруктов, зерновых культур(рожь, пшеница)

- Посмотрите, а у меня на столе урожай чего?

+ Урожай фруктов.

- Каких фруктов? (персики, абрикосы, сливы)

А где растут фрукты?

+В саду на фруктовых деревьях.

- Я знаю, что вы все очень любите фрукты. А почему? Что находится внутри каждого фрукта?

+ Внутри каждого фрукта есть косточка.

-А как нужно правильно есть фрукты?

+ Их обязательно надо мыть, чтобы не было микробов. А косточку выбросить в мусорное ведро.

-Молодцы, ребята.

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.

- Сегодня я познакомлю вас с рассказом-былью Льва Николаевича Толстого « косточка» (показ портрета)

IIОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Чтение рассказа

2.Беседа по содержанию 

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Воспитатель: Что ответил Ваня?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

3. Словарная работа

   В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,  что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: А что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

Воспитатель: Побледнел?

Дети: Стал белым, бледным от  испуга.

Ребята вот вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.

4. Речь с движением «На ветке»

Вот на ветке – абрикос,                     Потянуться руками вверх,

Он на солнце так подрос!                 Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись,                Подняться на носочки, потянуться руками вверх,

Но смотри, не оступись!                  Быстро присесть   

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)

6. Пересказ рассказа детьми

Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (инсценировка рассказа детьми)

А сейчас мы с вами усложним задание и попробуем пересказать этот рассказ в лицах. Затем пересказ от имени мамы и от имени папы, от имени косточки.

Ш. Заключительная часть

Итог, оценка:

Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор в своем музыкальном произведении? Чей рассказ вам больше понравился и почему?

Как называется музыкальное произведение которое мы с вами прослушали? Кто композитор?

 Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы!

Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване  родителям, сестренкам и братишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

НОД Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Фрукты. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».Задачи: Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать у...

Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить  предложения....

Технологическая карта по речевому развитию. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка"

Данная разработка учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их....

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...