Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Родионова Вера Анатольевна

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить  предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_rodionova_v.a.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Конспект занятия по речевому развитию

Тема дня: Эмоции

Тема НОД: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить            предложения.

Вид деятельности

Интеграция образовательных

 областей

Задачи

Оборудование

Содержание работы

Примечание

Занятие по речевому развитию

Предварительное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

1.Познавательное развитие

2. Речевое развитие

3. Чтение художественной литературы

4.Безопасность

Образовательные:

1.Продолжать формировать интерес детей к книгам;

2 Развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. 3.Активизировать словарь по  лексической теме.

Развивающие:

1. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание

2. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса.

3.Развитие диалогической речи  Воспитательные:

1.Воспитывать чуткость, справедливость ,умение признать ошибку.

2.Умение понимать и управлять эмоциями.

 Карточки с изображением эмоций.

Рассказ  Л.Н. Толстого " Косточка"

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
   Перед обедом мать
сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
   За обедом отец и говорит:
   – А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
   Все сказали:
   – Нет.
   Ваня
покраснел, как рак, и сказал тоже:
   – Нет, я не ел.
   Тогда отец сказал:
   – Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
   Ваня
побледнел и сказал:
   – Нет, я косточку бросил за окошко.
   И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Предварительная работа:  Беседа" Наши эмоции и наше поведение"

Вводная часть

1.Организационный момент.

В: Ребята посмотрите у каждого на столе лежат карточки . Как вы думаете что на них  изображено?

Д: Разные лица

В: Ребята посмотрите где-то личико улыбается , где-то грустит. Это наши эмоции. Эмоции у человека отражаются на лице в зависимости от настроения, ситуации, в которой находится человек. Эмоции бывают положительные  или отрицательные. Сейчас вы поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.

Д: поднимают выбранную карточку

2. Подготовка к восприятию текста.  В: вижу эмоции у вас радостные и есть среди нас и любопытные.

Ответы детей

В: Сегодня я познакомлю вас с рассказом-былью Льва Николаевича Толстого « Косточка»

(показ портрета)

Лев Николаевич Толстой жил очень  давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. 
Лев Николаевич Толстой  написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.

И сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка». Какие эмоции пережил герой этого рассказа.

3. Чтение рассказа. 

Первичное чтение произведения без установки на запоминание.

4.Задаю вопросы (словарная работа)

   В:В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,  что оно означает?

Д: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

В: А что такое горница?

Д: Светлая, красивая комната.

В: Как вы понимаете слово «сочла»?

Д: Посчитала.

В: Побледнел?

Д: Стал белым, бледным от  испуга.

5. Провожу беседу по содержанию прочитанного, направленную на анализ и запоминание текста. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным предложением. 

Задаю детям вопросы:

В: Что купила мама?

Д: Мама купила сливы.

В: Как вел себя Ваня?

Д: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

В: Почему они интересовали Ваню?

Д: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

В: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

Д: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

В: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Д: Мама сосчитала сливы и заметила, что одной не хватает.

В:Признался ли Ваня в своем поступке?

Д: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

В: Почему беспокоился папа?

Д: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

В: Что ответил Ваня?

Д: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

В:Какие эмоции испытал Ваня?

Д:  Стыд и испуг.

В: А как бы вы поступили на месте Вани?

Д: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

В: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Д: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

Дети сидят за рабочими столами.

На столах разложены карточки с изображением эмоций. 

kostochka-slide-02

Основная часть

Занятие по речевому развитию

Повторное чтение рассказа. Пересказ детьми литературного произведения

 Л.Н. Толстого «Косточка»

1. Речевое развитие

2.Социально коммуникативное развитие

3. Чтение художественной литературы

4.Физическое развитие

Образовательные:

1. Учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие фрагменты литературного произведения.

Развивающие:

1.Развивать монологическую форму речи.

2. Развитие психических процессов - мыслительные операции:  анализ, умозаключение, память;

3. Развитие физических качеств; умение восстанавливать силы перед предстоящей работой.

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение выслушивать сверстников.

Физкультминутка

«На ветке»

Вот на ветке – абрикос,                     Потянуться руками вверх,

Он на солнце так подрос!                 Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись,               

 Подняться на носочки, потянуться руками вверх,

Но смотри, не оступись!                  Быстро присесть    

6.Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

В: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)

7. Пересказ рассказа детьми

В: Расскажите историю про мальчика Ваню.

 (инсценировка рассказа детьми)

А сейчас мы с вами усложним задание и попробуем пересказать этот рассказ в лицах. Затем пересказ от имени мамы и от имени папы.

Когда дети начинают пересказ, по необходимости подсказываю нужные слова или фразы, исправляю ошибки.

Физкультминутка

«На ветке»

Дети стоят рядом с рабочими столами.

Заключительная часть

1.Речевое развитие

2.Познавательное развитие

3.Социально-коммуникативное развитие

4.Развитие игровой деятельности

Образовательные:

1.Обогощать речь детей существительными и прилагательными;

Развивающие:

1.Развитие психических процессов - восприятие, мыслительные операции: сравнение анализ умозаключение память;

2.Развивать познавательную активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать творческую самостоятельность;

Дидактическая игра

 «Составь предложение из трех слов»   

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Называется она «Составь предложение из трех слов». Вам надо придумать предложения из трех слов, а чтобы не ошибиться я буду выкладывать ваши предложения на столе кубиками. Каждый кубик это одно слово.

(Игра проводится 3-4 раза)

Итог:

Как называется рассказ, который вы пересказывали?

Кто его автор?

Чей рассказ вам больше понравился и почему?

С какими эмоциями мы сегодня познакомились?

Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы!

Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване  родителям, сестренкам и братишкам.

Используемая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.;
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....

Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка""

Занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ТНР...