ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Абрамова Анастасия Вячеславовна
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»
 
 № 1 «Что делает?»
Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
№ 2 «Подскажи слово»
Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Оборудование: стихи в книгах
Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).
 
Жил на свете человек -
 Скрюченные ножки,
 И гулял он целый век
 По скрюченной... (дорожке).
 А за скрюченной рекой
 В скрюченном домишке
 Жили летом и зимой
 Скрюченные... (мышки)! И стояли у ворот
 Скрюченные елки,
 Там гуляли без забот
 Скрюченные... (волки).
 И была у них одна
 Скрюченная кошка,
 И мяукала она,
 Сидя у ... (окошка).
Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".
 
№ 3 «Скажи, как я»
Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
      Описание:
Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.
Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.
Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
№ 4  «Какое слово потерялось?»
Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".
№ 5 «Где вы слышали эти слова?»
Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".
№ 6 «Произносим слова»
Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.          Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.
Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"
№ 7 «Отыщем картинку»
Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.
Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.
Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.
Вариант 1
Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".
Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.
Вариант 2
У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.
Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.
Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.
Вариант 3
Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.
При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).
Игра 9 «Похожее»
Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.
На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.
 
№ 10 «Слово можно прошагать»
Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)
Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он  произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.
        Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.
№ 11  «Молчанка»
Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова
Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате
Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Картотека дидактических игр для детей младшего возраста по ознакомлению со звучащим словом
1. Дидактическая игра «Назови вкусные слова».
Цель: расширять представление о словах.
Материал: фишки - призы, корзинка.
Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое правильно названное слово.
2. Дидактическая игра «Короткие и длинные слова».
Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).
Материал: учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите, играя» или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, рыба, дом, пароход и др., стрелка; мелкие игрушки, фишки - призы, корзинка.
Ход игры: воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами (термин «слог» не употребляется). Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и т. д. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или
фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).
3. Дидактическая игра «Звуковые часы».
Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов  (короткие, длинные).
Материал: учебное пособие «Звуковые часы» 
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.
4. Дидактическая игра «Жуки прилетели».
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук».
Ход игры: «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат: «Ж-ж-ж-ж», -говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки.
(Дети повторяют движения и звукоподражания).
– Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).
Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук «ж»сначала громко, потом всё тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?
(Звук «ж» произносится без призвука гласного звука.) (Ж-ж-ж). Воспитатель предлагает произнести слово «жуки» интонационно выделяя звук «ж».
5. Дидактическая игра «Найди картинку».
Цель: формировать умение интонационно выделять согласный звук «ж» в слове, обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
Материал: предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, жёлудя,
и другие (7-9 штук, в названии 5-6 из них есть звук «ж»).
Ход игры: педагог выставляет картинки. Дети поочерёдно находят картинки, в названиях которых есть звук «ж», называют слова и интонационно выделяют звук «ж».
6. Дидактическая игра «Назови слова со звуком «ш»».
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: мелкие игрушки, фишки.
Ход игры: дети называют слова со звуком «ш», например: шум, шишка, кошка, шапка, мишка, рубашка, шорты. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов ношка, лошка, нош, ёш).
7. Дидактическая игра «Назови слова со звуком «щ».
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: мелкие игрушки, фишки.
Ход игры: дети называют слова со звуком «щ», например: щи, щавель, щипцы, щука, щегол, роща. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину.
8. Дидактическая игра «Слова-друзья».
Цель: сравнение слов по звучанию.
Материал: картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка.
Ход игры: дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока - белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, волк - зубами щёлк.
9. Дидактическая игра «Расставь картинки».
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.
Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.
Материал: у каждого ребёнка по 2-3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. Изображение большого и маленького комариков (можно условные обозначения).
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук з, поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь, поставить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
11. Дидактическая игра «Магазин».
Цель: различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком. Материал: большая и маленькая корзина, предметные картинки с изображением продуктов питания (колбаса, кефир, конфеты, кекс, шоколад, молоко, сосиски, сардельки).
Ход игры: дети покупают продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую
корзину (колбаса, конфеты, шоколад, молоко и другие) и со звуком кь и кладут их в маленькую корзину (кефир, сосиски, сардельки, кекс и другие).
12. Дидактическая игра «Назови первый звук».
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.
Материал: картинки (мак, шишка, лес, игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие).
Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак - звук м, в слове лес, звук ль. Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки в их названиях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_so_slovom.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

  1.  № 1 «Что делает?»

Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

  1. № 2 «Подскажи слово»

Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

Оборудование: стихи в книгах

Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек -

 Скрюченные ножки,

 И гулял он целый век

 По скрюченной... (дорожке).

 А за скрюченной рекой

 В скрюченном домишке

 Жили летом и зимой

 Скрюченные... (мышки)!

И стояли у ворот

 Скрюченные елки,

 Там гуляли без забот

 Скрюченные... (волки).

 И была у них одна

 Скрюченная кошка,

 И мяукала она,

 Сидя у ... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

  1. № 3 «Скажи, как я»

Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

  1.       Описание:

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

  1. № 4  «Какое слово потерялось?»

Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).

Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".

  1. № 5 «Где вы слышали эти слова?»

Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".

  1. № 6 «Произносим слова»

Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.          Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.

Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

  1. № 7 «Отыщем картинку»

Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.

Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

Вариант 1

Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.

Вариант 2

У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.

Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.

Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.

Вариант 3

Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.

При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).

Игра 9 «Похожее»

Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.

На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.

№ 10 «Слово можно прошагать»

Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он  произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

        Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.

№ 11  «Молчанка»

Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате

Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

  1. Картотека дидактических игр для детей младшего возраста по ознакомлению со звучащим словом

1. Дидактическая игра «Назови вкусные слова».

Цель: расширять представление о словах.

Материал: фишки - призы, корзинка.

Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое правильно названное слово.

2. Дидактическая игра «Короткие и длинные слова».

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).

Материал: учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите, играя» или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, рыба, дом, пароход и др., стрелка; мелкие игрушки, фишки - призы, корзинка.

Ход игры: воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами (термин «слог» не употребляется). Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и т. д. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или

фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

3. Дидактическая игра «Звуковые часы».

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов  (короткие, длинные).

Материал: учебное пособие «Звуковые часы» 

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

4. Дидактическая игра «Жуки прилетели».

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук».

Ход игры: «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат«Ж-ж-ж-ж», -говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки.

(Дети повторяют движения и звукоподражания).

– Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).

Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук «ж»сначала громко, потом всё тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?

(Звук «ж» произносится без призвука гласного звука.) (Ж-ж-ж). Воспитатель предлагает произнести слово «жуки» интонационно выделяя звук «ж».

5. Дидактическая игра «Найди картинку».

Цель: формировать умение интонационно выделять согласный звук «ж» в слове, обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

Материал: предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, жёлудя,

и другие (7-9 штук, в названии 5-6 из них есть звук «ж»).

Ход игры: педагог выставляет картинки. Дети поочерёдно находят картинки, в названиях которых есть звук «ж», называют слова и интонационно выделяют звук «ж».

6. Дидактическая игра «Назови слова со звуком «ш»».

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: дети называют слова со звуком «ш»например: шум, шишка, кошка, шапка, мишка, рубашка, шорты. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов ношка, лошка, нош, ёш).

7. Дидактическая игра «Назови слова со звуком «щ».

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: дети называют слова со звуком «щ»например: щи, щавель, щипцы, щука, щегол, роща. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину.

8. Дидактическая игра «Слова-друзья».

Цель: сравнение слов по звучанию.

Материалкартинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка.

Ход игры: дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока - белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, волк - зубами щёлк.

9. Дидактическая игра «Расставь картинки».

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.

Материал: у каждого ребёнка по 2-3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. Изображение большого и маленького комариков (можно условные обозначения).

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группыкарточки, в названии которых есть звук з, поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь, поставить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

11. Дидактическая игра «Магазин».

Цель: различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звукомМатериал: большая и маленькая корзина, предметные картинки с изображением продуктов питания (колбаса, кефир, конфеты, кекс, шоколад, молоко, сосиски, сардельки).

Ход игры: дети покупают продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую

корзину (колбаса, конфеты, шоколад, молоко и другие) и со звуком кь и кладут их в маленькую корзину (кефир, сосиски, сардельки, кекс и другие).

12. Дидактическая игра «Назови первый звук».

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.

Материалкартинки (мак, шишка, лес, игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие).

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак - звук м, в слове лес, звук ль. Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки в их названиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговой структурой слова

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного озна...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговым составом слова

Рекомендации логопеда для воспитателей речевых и массовых групп по анализу звукового материала. Упражнения и игры как основа усвоения грамоты, овладения письменной речью....

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговым составом слова

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного озна...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с математическими понятиями и представлениями посредством художественного слова»

Цель: Формирование элементарных математических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного слова....

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»...