"Частушки военного времени"
проект по развитию речи

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! 

                             А. Лесных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chastushki_voennogo_vremeni.docx132.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Проект для детей старшего возраста

"Частушки военного времени"

                      Подготовили:

                                                          Шинкаренко Е.Е. учитель-логопед

                                                                                    Давиденко Е. Б. музыкальный руководитель

                                                                                    Урасинова Л.В. воспитатель

                                                                                     Воробьева Н.В. воспитатель

г. Советский

2021г.

Проект для детей старшего возраста на тему: «Частушки военного времени»

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. 

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. В речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Поэтому развитие речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Актуальность проекта обусловлена несформированной  речью воспитанников, дети не испытывают потребность в речи.  Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, высмеивание плохого, одобрение хорошего, жизненные ситуации. Отсюда и идет огромное воспитательное значение частушки.

Народное словотворчество играет важнейшую роль в развитии речи – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития.

Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, высмеивание плохого, одобрение хорошего, жизненные ситуации. Отсюда и идет огромное воспитательное значение частушки. Тема развития речи дошкольника актуальна во все времена. Частушки прививают интерес к художественной литературе в сочетании с музыкальным творчеством.

Цель проекта:   через русское народное творчество создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников участниками педагогического процесса.

Задачи: 

  1. Совершенствование умение чувствовать ритм.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Развивать умение выражать свое отношение к героям великой отечественной войны.
  4.  Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).
  5.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Тип проекта: музыкально-творческий  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника.

Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя (с 26 апреля по 2 мая 2021 года.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей группы № 12 «Ягодка».

Материалы и оборудования: видео, разработанные презентации,  различные иллюстрации картинки, книги, атрибуты для исполнения частушек.

Этапы проекта: 

1.Подготовительный:

 -.Постановка цели и задач.

 -Составление плана деятельности.

 -Подбор материала по данной теме.

 -Подбор информации для родителей.

 2.Основной:

 - Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.

 -Работа с родителями

3. Заключительный

 Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту. Проведение тематического концерта, альбом частушек на военную тематику.

 Ожидаемые результаты – ребёнок: 

  1. Знание о народном творчестве - частушке
  2. Умение исполнить частушку.
  3. Умение подбирать слова в рифму.

        План         реализации проекта

День недели

Вид деятельности

Цель

Понедельник

Знакомство с народным русским творчеством - частушка

Выявление уровня знаний у детей о русском народном творчестве

Вторник

Демонстрация видео исполнения частушек различной тематики.

Формировать и закреплять знания детей о народном творчестве – частушках.

Среда

Знакомство с частушками военного времени.

Рекомендация родителям найти и заучить частушку

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка

Четверг

Театрализованное исполнение детьми заученных частушек

Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать  мышление

Пятница

Мини мониторинг: Подскажи словечко.

Выявление успехов у детей в умении подбирать слова в рифму

Литература:

1. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

2. По кн.: Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967.

3. Частушки о Великой Отечественной войне | ANTRIO.RU https://antrio.ru/chastushki-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

Приложение 1.

Диагностика.

Ф.И  ребенок

1 проба

2 проба

3 проба

Кол. баллов

*

Итог:

%

%

%

* количество слов (рифмы) предложенных ребенком

Приложение 2

D:\Катерина Документы\жеский диск\Фото\100OLYMP\Альбом частушки.jpg

Приложение 3.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект итогового мероприятия по проекту:

"Частушки военного времени"

                      Подготовили:

                                                          Шинкаренко Е.Е. учитель-логопед

                                                                                    Давиденко Е. Б. музыкальный руководитель

                                                                                    Урасинова Л.В. воспитатель

                                                                                     Воробьева Н.В. воспитатель

г. Советский

2021г.

Во время Великой Отечественной войны Широкое развитие получило частушечное творчество. Частушки, как и песни, возникали всюду: на фронте, в партизанском отряде, в тылу. Однако если песни создавались преимущественно во фронтовых условиях, то частушки сочинялись главным образом в тылу. Это объясняется тем, что песни и частушки требовали различных условий бытования и исполнения.

В частушках отразилась война от самого её начала и до самого конца.

Начало войны никогда не изгладится из памяти людей, живших в то время. И это правдиво зафиксировала частушка.

 

Сорок первый год

Не забуду я:

Что в июне месяце

Началась война.

До свиданья, речка Сюзьва

И кусты смородины,

Я сегодня уезжаю

На защиту Родины.

Проводил милой до дому

И уехал воевать,

А я- бедная девчонка -

Осталась горевать.

Частушки отражали жизнь советского тыла. Желая помочь фронту, люди трудились с умноженной энергией. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины:

Мой милёнок на войне

За Родину сражается.

Я в колхозе звеньевая,

Первою считаются.

Девушки, в военно времечко

 Не надо унывать.

У кого залётка в армии,

Не надо забывать.

Ягодиночка на фронте,

Он у самого руля.

Если ранят тебя, боля,

Поведу машину я.

Научились шить и мыть,

Вышивать и гладить,

Научились воевать

И колхозом править.

Вся страна мучительно ждала окончания войны. И поэтому понятна та огромная радость, с которой встретили День Победы.

Скоро кончится война,

Пойдут солдаты ротами.

А я брата и отца

Встречу за воротами.

Вот и кончилась война,

Пошли солдаты ротами.

А мне некого встречать,

Бедной за воротами.

Пойду с горя в чисто поле,

Погляжу с крутой горы,

Не дождусь ли Миленочка

С военной стороны.

Чайник, чашки на столе,

Стаканчики в комоде.

Нынче девки не в цене-

Солдатки нынче в моде.

Полюбила лейтенанта,

По дороге шёл майор.

На майора загляделась,

Лейтенантик то ушёл..

Эх, милая моя,

Юбка лыковая!

У меня теперь нога

Тоже  липовая.

Хорошо тому живётся,

У кого одна нога:

Сапогов не надо много

 И портяночка одна.

Долгими зимними вечерами девушки и женщины собирались в чьей- нибудь избе, вязали носки, варежки, вышивали кисеты и пели:

Шила милому кисет -

Вышла рукавица.

Меня милый похвалил:

«Какая мастерица».

В частушках едко высмеивали мародёрство фашистов:

Во саду и в огороде

Там стояли танки.

Немец курицу поймал

Вместо партизанки.

В частушках враги изображались карикатурно:

Ехал Гитлер на Москву

На хороших танках.

От Москвы - то отступал

На разбитых санках.

В частушках звучит и прямое обращение к немцам:

Ты, германец — оборванец,

Перестань-ка воевать,

Отпусти ребят жениться,

Девок некуда девать.

Но эта радость победы была «со слезами на глазах». Не все вернулись с войны. Многие пришли инвалидами, и девушки в своих частушках печально пели:

Неужели сад завянет,

С него листья опадут?

Неужели наши парни

К нам с войны-то не придут?

Все военные и пленные

Вернулися домой,

А моего ягодиночку

Каждая песня, частушка - памятник истории, который может быть утрачен, как и деревянная скульптура или изделие из драгоценного камня. И такая утрата может стать невосполнимой. Поэтому мы решили собрать и сохранить образцы песенного народного творчества.

Вот такая жизнь, и радостная, и грустная. Насколько бы мы были богаче, сохраняя все-то, чем жили и владели наши отцы, деды - прадеды, бабушки и матери.

Засыпало землей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "Писатели и поэты военного времени"

Материал предназначен для знакомства детей с писателями военного времени....

"Панорама военного времени"

В рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял...

ИГРУШКИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Патриотическое воспитание, чувство патриотизма у детей не возникает само по себе - это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В наш...

Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"

Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жи...

Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"

Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"проект по музыке (старшая группа)Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для...