Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"
проект по музыке (старшая группа)
Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, высмеивание плохого, одобрение хорошего, жизненные ситуации. Отсюда и идет огромное воспитательное значение частушки. Тема развития речи дошкольника актуальна во все времена. Частушки прививают интерес к художественной литературе в сочетании с музыкальным творчеством.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Проект для детей старшего возраста
"Частушки военного времени"
Подготовили:
Шинкаренко Е.Е. учитель-логопед
Давиденко Е. Б. музыкальный руководитель
Урасинова Л.В. воспитатель
Воробьева Н.В. воспитатель
г. Советский
2021г.
Проект для детей старшего возраста на тему: «Частушки военного времени»
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. В речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Поэтому развитие речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Актуальность проекта обусловлена несформированной речью воспитанников, дети не испытывают потребность в речи. Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, высмеивание плохого, одобрение хорошего, жизненные ситуации. Отсюда и идет огромное воспитательное значение частушки.
Народное словотворчество играет важнейшую роль в развитии речи – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития.
Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для народа особый смысл. Частушка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, высмеивание плохого, одобрение хорошего, жизненные ситуации. Отсюда и идет огромное воспитательное значение частушки. Тема развития речи дошкольника актуальна во все времена. Частушки прививают интерес к художественной литературе в сочетании с музыкальным творчеством.
Цель проекта: через русское народное творчество создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников участниками педагогического процесса.
Задачи:
- Совершенствование умение чувствовать ритм.
- Развитие общих речевых навыков.
- Развивать умение выражать свое отношение к героям великой отечественной войны.
- Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Тип проекта: музыкально-творческий не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника.
Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя (с 26 апреля по 2 мая 2021 года.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей группы № 12 «Ягодка».
Материалы и оборудования: видео, разработанные презентации, различные иллюстрации картинки, книги, атрибуты для исполнения частушек.
Этапы проекта:
1.Подготовительный:
-.Постановка цели и задач.
-Составление плана деятельности.
-Подбор материала по данной теме.
-Подбор информации для родителей.
2.Основной:
- Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.
-Работа с родителями
3. Заключительный
Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту. Проведение тематического концерта, альбом частушек на военную тематику.
Ожидаемые результаты – ребёнок:
- Знание о народном творчестве - частушке
- Умение исполнить частушку.
- Умение подбирать слова в рифму.
План реализации проекта
День недели | Вид деятельности | Цель |
Понедельник | Знакомство с народным русским творчеством - частушка | Выявление уровня знаний у детей о русском народном творчестве |
Вторник | Демонстрация видео исполнения частушек различной тематики. | Формировать и закреплять знания детей о народном творчестве – частушках. |
Среда | Знакомство с частушками военного времени. Рекомендация родителям найти и заучить частушку | Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка |
Четверг | Театрализованное исполнение детьми заученных частушек | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать мышление |
Пятница | Мини мониторинг: Подскажи словечко. | Выявление успехов у детей в умении подбирать слова в рифму |
Литература:
1. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
2. По кн.: Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967.
3. Частушки о Великой Отечественной войне | ANTRIO.RU https://antrio.ru/chastushki-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/
Приложение 1.
Диагностика.
Ф.И ребенок | 1 проба | 2 проба | 3 проба | Кол. баллов |
* | ||||
Итог: | % | % | % |
* количество слов (рифмы) предложенных ребенком
Приложение 2
Приложение 3.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект итогового мероприятия по проекту:
"Частушки военного времени"
Подготовили:
Шинкаренко Е.Е. учитель-логопед
Давиденко Е. Б. музыкальный руководитель
Урасинова Л.В. воспитатель
Воробьева Н.В. воспитатель
г. Советский
2021г.
Во время Великой Отечественной войны Широкое развитие получило частушечное творчество. Частушки, как и песни, возникали всюду: на фронте, в партизанском отряде, в тылу. Однако если песни создавались преимущественно во фронтовых условиях, то частушки сочинялись главным образом в тылу. Это объясняется тем, что песни и частушки требовали различных условий бытования и исполнения.
В частушках отразилась война от самого её начала и до самого конца.
Начало войны никогда не изгладится из памяти людей, живших в то время. И это правдиво зафиксировала частушка.
Сорок первый год
Не забуду я:
Что в июне месяце
Началась война.
До свиданья, речка Сюзьва
И кусты смородины,
Я сегодня уезжаю
На защиту Родины.
Проводил милой до дому
И уехал воевать,
А я- бедная девчонка -
Осталась горевать.
Частушки отражали жизнь советского тыла. Желая помочь фронту, люди трудились с умноженной энергией. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины:
Мой милёнок на войне
За Родину сражается.
Я в колхозе звеньевая,
Первою считаются.
Девушки, в военно времечко
Не надо унывать.
У кого залётка в армии,
Не надо забывать.
Ягодиночка на фронте,
Он у самого руля.
Если ранят тебя, боля,
Поведу машину я.
Научились шить и мыть,
Вышивать и гладить,
Научились воевать
И колхозом править.
Вся страна мучительно ждала окончания войны. И поэтому понятна та огромная радость, с которой встретили День Победы.
Скоро кончится война,
Пойдут солдаты ротами.
А я брата и отца
Встречу за воротами.
Вот и кончилась война,
Пошли солдаты ротами.
А мне некого встречать,
Бедной за воротами.
Пойду с горя в чисто поле,
Погляжу с крутой горы,
Не дождусь ли Миленочка
С военной стороны.
Чайник, чашки на столе,
Стаканчики в комоде.
Нынче девки не в цене-
Солдатки нынче в моде.
Полюбила лейтенанта,
По дороге шёл майор.
На майора загляделась,
Лейтенантик то ушёл..
Эх, милая моя,
Юбка лыковая!
У меня теперь нога
Тоже липовая.
Хорошо тому живётся,
У кого одна нога:
Сапогов не надо много
И портяночка одна.
Долгими зимними вечерами девушки и женщины собирались в чьей- нибудь избе, вязали носки, варежки, вышивали кисеты и пели:
Шила милому кисет -
Вышла рукавица.
Меня милый похвалил:
«Какая мастерица».
В частушках едко высмеивали мародёрство фашистов:
Во саду и в огороде
Там стояли танки.
Немец курицу поймал
Вместо партизанки.
В частушках враги изображались карикатурно:
Ехал Гитлер на Москву
На хороших танках.
От Москвы - то отступал
На разбитых санках.
В частушках звучит и прямое обращение к немцам:
Ты, германец — оборванец,
Перестань-ка воевать,
Отпусти ребят жениться,
Девок некуда девать.
Но эта радость победы была «со слезами на глазах». Не все вернулись с войны. Многие пришли инвалидами, и девушки в своих частушках печально пели:
Неужели сад завянет,
С него листья опадут?
Неужели наши парни
К нам с войны-то не придут?
Все военные и пленные
Вернулися домой,
А моего ягодиночку
Каждая песня, частушка - памятник истории, который может быть утрачен, как и деревянная скульптура или изделие из драгоценного камня. И такая утрата может стать невосполнимой. Поэтому мы решили собрать и сохранить образцы песенного народного творчества.
Вот такая жизнь, и радостная, и грустная. Насколько бы мы были богаче, сохраняя все-то, чем жили и владели наши отцы, деды - прадеды, бабушки и матери.
Засыпало землей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи детей старшего возраста " Ориентировка во времени. Времена года. Осень"
Во времени живет и ребенок , поэтому программой и воспитанием обучения, в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентирговки во времени....
Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме ««Дети за мир на земле!»».
Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов...
Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме ««Дети за мир на земле!»».
Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов...
Информационно-творческий проект для детей старшего возраста "Великая Победа глазами детей"
На момент начала информационно-творческого проекта в нашей группе (с помощью родителей и детей) уже был оформлен уголок "Боевой славы", проведены дидактические и сюжетно-ролевые игры с патри...
Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"
Проект для детей старшего возраста "Частушки военного времени"проект по музыке (старшая группа)Частушки – это шуточные произведения русского фольклора, которые во все времена имели для...
Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме «Дети за мир на земле!»
Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов, без ...
Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме «Дети за мир на земле!»
Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов, без ...