Дидактические игры «Сухой пальчиковый бассейн»
материал по развитию речи

Сухой пальчиковый бассейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry._suhoy_basseyn.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

«Сухой пальчиковый бассейн»

 

 

Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.   Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что:                                                                                                                        

  1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
  2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
  3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. 4. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

 

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:

  • в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для

письма и т.д.), развивается тактильная чувствительность;

  • в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
  • в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
  • в проигрывании проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
  • в         совместном         проведении         времени,         установлении         дружеских,

доверительных отношений в системе ребенок-взрослый, ребенок– сверстник;

  • в организации массажа рук;
  • в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, даем ребенку возможность быть самим собой;
  • в развитии самооценки, когда  ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется         эмоциональное         состояние         (позитивно         влияет         на эмоциональное самочувствие детей и взрослых);
  • в работе с тревожными, застенчивыми детьми: снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ;
  • в повышении мотивации ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников). 

 

Возможности применения пособия «Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах детской деятельности: Игровая деятельность

Цель: Закрепление  представления о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать, группировать, совершенствовать тактильные ощущения. Задачи: Развивать  координацию мелких мышц рук,  наблюдательность, внимание, умения распределять материал, согласовывать свои действия, достигать результата, совершенствовать навыки режиссерской игры. 

Пальцы играют 

Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.

Материал и оборудование:

«Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью.

Ход игры:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,                                                                   Есть в печи место.                                                                    

Будут-будут из печи                                                                    

Булочки и калачи.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,                                                                

Сразу пальцы разожмем,                                                                

Мы пошире их раздвинем,                                                                

Посильнее напряжем. Продуктивная деятельность

Цель: Развитие  у детей воображения, внимания, памяти, усидчивости мышления; зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тонких движений пальцев рук, тактильные ощущения; обучение  ориентировки на плоскости, работать по образцу.  

Рисование пальчиками

Рисование счетными палочками

Конструирование из геометрических фигур 

Выкладывание орехами, камушками, крупой

Рисование по замыслу

Рисование пальчиками 

«Солнышко»

Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение.

Оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой. Описание: Детям загадывается загадка про солнце:

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе шар-

Раскаленный, как пожар. Дети рисуют солнышко с определенным количеством лучиков.

 

Коммуникативная деятельность

Цель: формирование и развитие средств общения, обогащение словаря, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций. 

ИГРА «Отгадай, что  спрятано» 

Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. Ход игры:  

Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, что спрятано.

Ребенку нужно  найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.).

Вариант 2. Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.

Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему. «Назови, одним словом» 

Цель: Учить обобщать предметы, развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: сухие бассейны, наборы предметных картинок, предметов. Ход игры: Ребята у вас в бассейнах спрятались различные предметы, вам необходимо найти их всех и назвать их одним словом. Пример: яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты) и т.д.

 

Познавательно-исследовательская деятельность

  • решение проблемных ситуаций «Собери крышки по цвету»,  «Найди игрушку», «Найди геометрическую фигуру»,  «Собери игрушки» и др. 
  • экспериментирование «Наполни емкости», «Почему не получился пирожок?» и др.
  • моделирование «Домики свойств», «Найди семейку», «Рассадим гостей» и др.

Решение проблемных ситуаций «Собери крышки по цвету» 

Цель: развитие чувства цвета, закрепление названия цветов, развитие мелкой моторики.

Ход игры: педагог высыпает крышки в бассейн

- посмотрите, как много у нас крышек. Какие они разные по цвету.

Инструкция: соберем синие крышки в синее ведро, желтые крышки в желтое ведро, зеленые крышки в зеленое и т.д.

 

Экспериментирование «Наполни емкости» 

Оборудование: «Сухие пальчиковые бассейны» с мелкими наполнителями, совочки, различные мелкие емкости.

Содержание: дети рассматривают мелкие емкости на глаз, определяют большую и маленькую, чтобы подтвердить проводят опыт. С помощью совочков заполняют емкости, пересчитывают количество совочков.  Вывод: в большую емкость вошло большее количество совочков.

 

«Почему не получился пирожок?» Ознакомление со свойствами песка.

Оборудование: сухой бассейн с песком (манной крупой), пластиковые стаканчики, вода.

Содержание: дети в бассейне делают пирожки. Отсыпают в отдельную емкость крупу и добавляют воду.

 Вывод: песок (крупа) сухой, сыпучий, из него нельзя готовить пирожки; песок (крупа) влажный, из него можно изготовить пирожки.

 

Моделирование «Домики свойств» 

Цель: учить различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, видеть предмет в единстве его свойств и отношений.

Ход игры: дети находят в сухом бассейне предмет, обследуют его, сопоставляют свойства предмета и их обозначения, расселяют предметы по домикам, на которых обозначены свойства, которыми данный предмет обладает.

 

Музыкально-художественная деятельность

Игры с музыкальным сопровождением: "Горох", "Фасоль", "Тесто", "Лодочка", "Колобок", Стираем платочки", "Зарядка"

Музыкальное приложение: мелодии для релаксации, музыка и песни детских композиторов, песенные сборники можно импровизировать по желанию музыкального руководителя. Музыкальная игра ""Весёлые глазки" 

Цель: нормализации мышечного тонуса; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  

Ход игры: опускают кисти рук  в «бассейн» и выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом.

Ладошки здороваются. 

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами:

Наши пальчики сплетём, И соединим в ладошки.

А потом как только можем Крепко – некрепко сожмём.

Лягушки. 

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами. Две весёлые лягушки, Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.

Пальцы играют. 

Опустить руки в «сухой пальчиковый  бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.  

Трудовая деятельность

Цель:         Воспитание         положительного         отношения         к         труду,         выполнение индивидуальных         поручений,         формирование         ответственного         отношения, обучение  выполнять действия самостоятельно.

Дидактическая игра «Собери урожай», «Садовник»,  «Что сажают в огороде»,  

«Угадай профессию», «Что сначала, что потом?» 

Дидактическая игра «Волшебное сито» 

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от мелкой крупы, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, камни.

Ход игры: К детям в гости приход Золушка и сообщает, что злая мачеха дала ей задание, отделить манную крупу от риса и камней. «Ребята, я сама не справлюсь, помогите мне, пожалуйста».  

Дети при помощи мелкого сита отделяют манную крупу от риса и камней, затем при помощи более крупного сита отделяют рис от камней.

 

Заключение.

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических         процессов:         внимания,         памяти,         слухового         и         зрительного восприятия, речи.

Используемая литература:

  • Петровский В.А., Кларина Л.М. «Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении» - М., 1997г.;

  • Е.К. Ютова «Тренинг общения с ребенком», г.Санкт-Петербург 2002г.
  • А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», г.Москва «Просвещение»

1982г.

  • И.Ю. Кулагина «Возрастная психология», г.Москва «Просвещение» 2005г.   Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.
  • Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3.
  • Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»

quot; Источники творческих способностейи дарования детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

Развивающие игры в сухом пальчиковом бассейне для 1 младшей группы ДОУ.

Развивающие игры в сухом пальчиковом бассейне для 1 младшей группы ДОУ....

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Игры в «сухом пальчиковом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.ФасольНа дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрп...

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

то такое пальчиковый сухой бассеин? « Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, ...

Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическая игра "Найди заплатку" Тематическая неделя "Зима"

Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия. Закрепление умения находить геометрическую фигуру. Детям предлагается найти в фасоли нужную заплатку в виде геометрической фигур...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста: «Сухой пальчиковый бассейн»

Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровоедействие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».Задачи:- Создать эффективный дидактический комплекс для раз...

Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическое упражнение "Почини матрешке сарафан". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".

Цель игры: -Развитие восприятия и создание условий для закрепления знания детьми цвета, название геометрических фигур.-Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие...