Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»
учебно-методическое пособие по развитию речи

Самарцева Наталья Витальевна

" Источники творческих способностей

и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". В.А. Сухомлинский.

Важную роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм.

Знаменитому педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".

Рука-это инструмент всех инструментов"-сказал ещё Аристотель.

"Рука-это своего рода внешний мозг"- писал Кант.

Представленное пособие в первую очередь используется для положительного влияния мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям педагогам ДОУ, родителям в семейном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhoy_palchikovyy_basseyn.docx661.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Сухой пальчиковый бассейн»

Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребёнка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, так как предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. При его изготовлении использовалась рисовая крупа, наполнитель меняется (горох, греча, пшено, макароны).

Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:

- в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;

- в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

- в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

- в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления

- в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;

- в организации массажа рук;

- в развитии самооценки;

- в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

Цели:

1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Укрепление и развитие мелкой моторики;

3. Укрепление зрительно-моторной координации;

4. Развитие концентрации внимания;

5. Развитие усидчивости;

6. Обогащение активного словаря;

7. Развитие творческих способностей.

Задачи:

1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,

3. Развитие познавательной функции речи;

4. Расширение пассивного и активного словаря;

5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;

6. Развитие эмоционального общения;

7.Закрепление основных цветов.

Сухой пальчиковый бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие пальчиковые бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.

Дидактические игры пособия:

«Искупай ручки»

«Найди игрушку»

«Угадай игрушку»

«Найди одинаковые»

«Спрячь игрушку»

Игра «Искупай ручки».

Цель: снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.

Действие педагога: Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нём можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция: опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.

Игра: «Найди игрушку».

Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.

Инструкция: нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.

На ощупь найти машину (куколку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна».

Игра: «Угадай игрушку».

Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятал воспитатель. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.

Инструкция: нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки.

На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.

Игра: «Найди одинаковые».

Цель: учить находить одинаковые игрушки, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.

Действие педагога: ребята, давайте мы найдем одинаковые игрушки.

Инструкция: нужно найти одинаковые по игрушки.

Игра «Спрячь игрушку».

Цель: учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.

Действие педагога: создаётся игровая ситуация- спрячь игрушку, чтобы я её не нашла. Инструкция: ребёнок должен спрятать игрушку на самое дно контейнера.

Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:

1. Игровой;

2. Коммуникативной;

3.Творческой;

4. Познавательно – исследовательской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Сухой бассейн"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимат...

Дидактическое пособие ««Сухой»- мини бассейн».

Сухой бассейн – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков. Такие занятия очень нравятся деткам! Не зря же на всех детских площадках обязательно есть песочницы.Сделать сухой бас...

Стимулирование речевой деятельности детей при помощи тактильного пособия «Сухой пальчиковый бассейн»

Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев нам известно давно. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном...

Паспорт дидактического пособия «Сухой бассейн»

Паспортдидактического пособия «Сухой бассейн»...

Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическая игра "Найди заплатку" Тематическая неделя "Зима"

Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия. Закрепление умения находить геометрическую фигуру. Детям предлагается найти в фасоли нужную заплатку в виде геометрической фигур...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста: «Сухой пальчиковый бассейн»

Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровоедействие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».Задачи:- Создать эффективный дидактический комплекс для раз...