Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
консультация по развитию речи

Веселова Наталья Александровна

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и  однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornye_igry_i_igrovye_uprazhneniya_dlya_razvitiya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

  

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и  однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов.

Бедный словарный запас у многих взрослых, которые, в свою очередь, должны быть  примером для подрастающего поколения.

Оставляет желать лучшего и песенный репертуар некоторых артистов, например:

Я тебя бум-бум-бум, 
Ты меня бум-бум-бум, 
Мы вместе бум-бум-бум, 
С тобою бум-бум-бум. 

Известный поэт Вадим Шефнер писал:

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос, потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Развитие речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду. Оно включает в себя следующее:

– Расширение, обогащение и активизация словаря детей;

– Воспитание звуковой культуры речи;

-Формирование грамматически правильной разговорной речи;

-Развитие связной речи.

Для решения этих задач можно с успехом использовать народные игры.

Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для формирования патриотических чувств.

По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны  и доступны каждому ребёнку. В играх много юмора, шуток. Они часто сопровождаются считалками, потешками, жеребьёвками.

Считалки являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. Игры с зачином привлекают детей наличием   параллельной рифмы, например:

Я куплю себе дуду,

Я по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем,

Ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушонок хочет пить,

Выходи - тебе водить.

Помимо считалок при проведении фольклорных игр использовались жеребьёвки. Они применялись в тех случаях, когда надо было разделить игроков на две команды.

В некоторых народных играх, перед их началом, применялись забавные певалки, например:

Первенчики-бубенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки да ложки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Певалки использовались  и в самом содержании фольклорных игр.

Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (обруч) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай свой уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!»

В певалках много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Произнося текст, дети усваивают способы образования слов, пополняют свой словарный запас. Некоторые слова требуют объяснения.

Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, при организации НОД использую следующее:

1.Неоднократное повторение слов;

2.Заучивание;

3. Проведение инсценировок, где присутствуют новые слова.

Всё это со временем позволит словам из пассивного словаря перейти в активный словарь.На фольклорном материаледети усваивают способы изменения существительных, образование форм именительного и родительного падежа, множественного числа, форм глагольного словоизменения.

Усвоить предложно-падежные формы помогают и игровые упражнения, например:

Игра «Подскажи словечко»

Тады-рады тынка,

Где же наша свинка?

Тады-рады толки,

Съели свинку…

Тады-рады тынкой,

Ты бы их …

Тады-рады тутки,

С волком плохи …

Тады-рады тышка,

Выходи…

Очень нравятся ребятам народные игры, в которых есть диалог. Дети входят в образ, имитируют повадки, подражают голосу того или иного животного.

Особо популярна игра «Тень-тень, потетень»

Тень-тень, потетень, 
Выше города плетень. 
Сели звери под плетень, 
Похвалялися весь день. 
Похвалялася лиса: 
— Всему свету я краса! 
Похвалялся зайка: 
— Поди, догоняй-ка! 
Похвалялися ежи: 
— У нас шубы хороши! 
Похвалялся медведь: 
— Мoгy песни я петь! 

Благодаря народным играм, дети знакомятся с особенностями жизни разных народов.В логопедической группе многонациональный состав.Есть русские, кумыки, украинцы, татары. Когда посещал логопедические занятия Сиёвуш, узбек по национальности и родом из Киргизии, ребята познакомились с узбекскими считалками, киргизской народной игрой «Скачка». 

В считалках говорится о бабае, человеке старшего поколения.

Ехала машина легковая,

На базар везла бабая.

Остановка Чукурсай,

Выйду я,

А ты считай.

Были те бабаи бородатые.

Новые халаты полосатые.

Остановка Чагатай,

Выйду я, а ты считай.

В игре «Скачка» ребята выполняют движения под речевое сопровождение.

Они слышат текст и учатся ориентироваться на рифму:

На коне-скакуне я скачу,

Я скачу.

Если зайца увижу –

Отпущу.

За лисицей поскачу –

Кнутовищем исхлещу.

А на волка налечу –

Истопчу, истопчу!

При организации НОД широко используются не только народные игры и игровые упражнения, но и малые фольклорные формы,которые таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребята легко заучивают и много раз произносят тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у них вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи....

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...

"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."   Консультация содержит ...

«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...