Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Белогрудова Ольга Владимировна

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_uprazhneniya_na_formirovanie_leksiko.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

1.Игра: «Назови ласково».
Цель: сформировать у детей навыки использования в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Ход игры: на доску (фланелеграф) прикрепить большой и маленький круг, детям раздать картинки с изображением предметов большого и маленького размера, ребенок выходит к доске и, называя предмет большого размера, крепит его под большим кругом, аналогично с предметом маленького размера.

2.Игра: «Живое – неживое»
Цель: дать представление о понятии «живое» и «неживое» . Обогащение словаря. Формирование навыка правильного употребления вопросов «Кто это?», «Что это?»

Ход игры: Это одна из игр "быстрого реагирования". Воспитатель называет разные предметы - живые и неживые. А участники дети должны сообразить, что сделать.

Если предмет живой - подпрыгнуть, если не живой - присесть. Ошибся - выходи из игры.

3. Игра:  «Где находится?»
Цель: формировать навык  правильного употребления предлогов  в речи, согласовывать предлоги с существительными в предложном падеже.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки и задает вопрос: «Где находится предмет?». На картинках изображены: мяч на полке, карандаши в стакане и т.д.

4. Игра: «Посчитай».
Цель: Формирование у детей навыка согласования числительных  один, четыре, пять с существительными. Закрепление в речи.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением одного или нескольких предметов, просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- Один карандаш, два карандаша и т.д.

5. Игра: «Образуй слова – действия».
Цель: Сформировать у детей навык образования слов – действий от существительных.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки на которых изображены эмоции: смех, радость, грусть, злость, просит детей образовать слова-действия. Например, смех - Я (что делаю?) смеюсь.

6.Игра: «Чьи это вещи?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежности вещей для взрослых и детей.

Ход игры: воспитатель показывает детям 6 карточек с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает у детей: «Чьи это очки?» и т.д.

7. Игра:   «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход игры: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.

8. Игра: «Что не дорисовал художник?»
Цель: употребление существительных в родительном падеже.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с недорисованными частями предметов, дети называют, что не дорисовал художник. Например, часы без стрелок и т.д.

9. Игра: «Составьте загадки про овощи, фрукты, ягоды»
Цель: Формирование навыка описания предметов с помощью  опорной схемы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям схему, на которой указан ряд признаков предмета (форма,цвет,величина,вкус…). Ребенок задумывает овощ или фрукт и начинает описывать его по предложенной схеме. Остальные дети должны отгадать  по описанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР является наиболее актуальной....

Мастер-класс: " Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя дошкольников с ОВЗ"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с игровыми упражнениями для формирования лексико-грамматических категорий  у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвития речи. Представл...

"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."   Консультация содержит ...

Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится ...

Картотека игровых упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

Игры и упражнения  для формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного старшего возраста...

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...