Мастер-класс «Игровые упражнения для формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Хуснутдинова Гульнара Равильевна

Задачи: познакомить родителей с упражнениями для развития речи детей.

 Дошкольники активно усваивают язык, учатся говорить, понимать и использовать слова. Это происходит благодаря общению, играм, труду и другим видам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klassigrovye_uprazhneniya_dlya_formirovanie.docx188.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

              Мастер-класс

«Игровые упражнения для формирование

лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Разработал учитель-логопед:

Хуснутдинова Гульнара Равильевна

Задачи: познакомить родителей с упражнениями для развития речи детей.

Дошкольники активно усваивают язык, учатся говорить, понимать и использовать слова. Это происходит благодаря общению, играм, труду и другим видам деятельности

Формирование грамматического строя речи

К 6-7 годам дети должны уметь:

* Составлять фразы.

* Работать с предложениями.

* Правильно строить простые конструкции.

* Видеть связь между словами.

* Добавлять второстепенные и однородные члены.

* Исправлять ошибки.

* Составлять предложения по картинкам.

Грамматический строй включает два уровня:

1. Морфологический — умение изменять слова и образовывать новые.

2. Синтаксический — способность строить предложения.

У детей с речевыми нарушениями часто встречаются проблемы:

* Ограниченный словарный запас.

* Трудности с абстрактными понятиями.

* Неправильное использование падежей и предлогов.

* Ошибки в согласовании слов.

* Преобладание простых предложений.

Для успешного развития речи важны:

* Общение с взрослыми и сверстниками.

* Специальные упражнения.

* Игровая деятельность.

Роль окружающих в развитии речи

Вопросы помогают детям развивать речь:

* Почему?

* Зачем?

* Что было бы, если...

Решение проблемных ситуаций, объяснение пословиц, загадок — всё это способствует развитию речи.

Важно знакомить детей с образованием слов:

* Названия детёнышей животных.

* Названия посуды.

* Профессии.

Дети создают новые слова, опираясь на известные им части слова.

Практическая часть для родителей

Давайте попробуем упражнения, которые помогут детям:

Игры с мячом«Назови ласково»

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы.

Пример: маленький гномик жил в маленьком домике. В домике гномика была маленькая мебель: стульчик, шкафчик, столик.

«Из чего?»

Цель: образовывать прилагательные от существительных, обозначающих материал. Пример: сок из яблока — яблочный, варенье из клубники — клубничное.

«Длинный или короткий?» 

«Слова наоборот» Цель: развивать словарь антонимов. Пример: большой — маленький, светлый — тёмный.

Дидактические игры«Какой? Какая? Какое?»

 Цель: учить образовывать и согласовывать прилагательные. Пример: сок из яблока — яблочный, компот из фруктов — фруктовый.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: закреплять притяжательные прилагательные. Пример: хвост у ослика — ослиный, хвост у лошади — лошадиный.

«Дерево родственных слов»

 Цель: учить образовывать однокоренные слова. Пример: рыба — рыбак, рыбный, рыболовная.

«Фантастический зверь» 

Цель: составлять предложения и образовывать прилагательные. Пример: чей хвост у зверя? — кошачий, чьи лапы? — собачьи.

«Чего не хватает?» 

Цель: развивать внимание и умение образовывать родительный падеж. Пример: на первой картинке есть яблоко, а на второй его нет.

«Накорми животное» 

Цель: закреплять дательный падеж.

Пример: зайцу дадим морковку, медведю — малину.

«Один — много» 

Цель: учить образовывать множественное число. Пример: поросёнок — поросята, котёнок — котята.

«Два и пять» 

Цель: познакомить с числительными. Пример: два стола — пять столов, два дома — пять домов.

«Почини сломанные игрушки»

Цель: закреплять родительный падеж. Пример: у мишки нет лапы, у куклы — глаза.

«Музыканты» 

Цель: учить образовывать слова, обозначающие людей по профессии. Пример: мужчина, играющий на скрипке, — скрипач, женщина — скрипачка.

«Спорт» 

Цель: учить образовывать слова, связанные со спортом. Пример: мужчина, занимающийся лыжами, — лыжник, женщина — лыжница.

«Рассели по домикам» 

Цель: определять род и число существительных. Пример: книга — она, мяч — он, облако — оно, шахматы — они.

«Великан, человек и лилипут» 

Цель: учить изменять слова с помощью суффиксов. Пример: матрешка — матрешечка, матрешище.

«Маленькие слова» 

Цель: учиться понимать и использовать предлоги. Пример: рыба плавает в аквариуме, машина стоит у дома.

Итог мастер-класса

Я показала вам игры, которые помогают развивать речь детей. Эти упражнения можно использовать в повседневной жизни, чтобы улучшить речь и повысить интерес к обучению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....

Мастер-класс: " Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя дошкольников с ОВЗ"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с игровыми упражнениями для формирования лексико-грамматических категорий  у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвития речи. Представл...

Картотека игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников — это процесс, направленный на освоение словаря и грамматически правильного его использования. Лексико-грамматический строй вк...