Мастер-класс «Игровые упражнения для формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
консультация (старшая группа)
Задачи: познакомить родителей с упражнениями для развития речи детей.
Дошкольники активно усваивают язык, учатся говорить, понимать и использовать слова. Это происходит благодаря общению, играм, труду и другим видам деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 188.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Игровые упражнения для формирование
лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
Разработал учитель-логопед:
Хуснутдинова Гульнара Равильевна
Задачи: познакомить родителей с упражнениями для развития речи детей.
Дошкольники активно усваивают язык, учатся говорить, понимать и использовать слова. Это происходит благодаря общению, играм, труду и другим видам деятельности
Формирование грамматического строя речи
К 6-7 годам дети должны уметь:
* Составлять фразы.
* Работать с предложениями.
* Правильно строить простые конструкции.
* Видеть связь между словами.
* Добавлять второстепенные и однородные члены.
* Исправлять ошибки.
* Составлять предложения по картинкам.
Грамматический строй включает два уровня:
1. Морфологический — умение изменять слова и образовывать новые.
2. Синтаксический — способность строить предложения.
У детей с речевыми нарушениями часто встречаются проблемы:
* Ограниченный словарный запас.
* Трудности с абстрактными понятиями.
* Неправильное использование падежей и предлогов.
* Ошибки в согласовании слов.
* Преобладание простых предложений.
Для успешного развития речи важны:
* Общение с взрослыми и сверстниками.
* Специальные упражнения.
* Игровая деятельность.
Роль окружающих в развитии речи
Вопросы помогают детям развивать речь:
* Почему?
* Зачем?
* Что было бы, если...
Решение проблемных ситуаций, объяснение пословиц, загадок — всё это способствует развитию речи.
Важно знакомить детей с образованием слов:
* Названия детёнышей животных.
* Названия посуды.
* Профессии.
Дети создают новые слова, опираясь на известные им части слова.
Практическая часть для родителей
Давайте попробуем упражнения, которые помогут детям:
Игры с мячом«Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы.
Пример: маленький гномик жил в маленьком домике. В домике гномика была маленькая мебель: стульчик, шкафчик, столик.
«Из чего?»
Цель: образовывать прилагательные от существительных, обозначающих материал. Пример: сок из яблока — яблочный, варенье из клубники — клубничное.
«Длинный или короткий?»
«Слова наоборот» Цель: развивать словарь антонимов. Пример: большой — маленький, светлый — тёмный.
Дидактические игры«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить образовывать и согласовывать прилагательные. Пример: сок из яблока — яблочный, компот из фруктов — фруктовый.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закреплять притяжательные прилагательные. Пример: хвост у ослика — ослиный, хвост у лошади — лошадиный.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова. Пример: рыба — рыбак, рыбный, рыболовная.
«Фантастический зверь»
Цель: составлять предложения и образовывать прилагательные. Пример: чей хвост у зверя? — кошачий, чьи лапы? — собачьи.
«Чего не хватает?»
Цель: развивать внимание и умение образовывать родительный падеж. Пример: на первой картинке есть яблоко, а на второй его нет.
«Накорми животное»
Цель: закреплять дательный падеж.
Пример: зайцу дадим морковку, медведю — малину.
«Один — много»
Цель: учить образовывать множественное число. Пример: поросёнок — поросята, котёнок — котята.
«Два и пять»
Цель: познакомить с числительными. Пример: два стола — пять столов, два дома — пять домов.
«Почини сломанные игрушки»
Цель: закреплять родительный падеж. Пример: у мишки нет лапы, у куклы — глаза.
«Музыканты»
Цель: учить образовывать слова, обозначающие людей по профессии. Пример: мужчина, играющий на скрипке, — скрипач, женщина — скрипачка.
«Спорт»
Цель: учить образовывать слова, связанные со спортом. Пример: мужчина, занимающийся лыжами, — лыжник, женщина — лыжница.
«Рассели по домикам»
Цель: определять род и число существительных. Пример: книга — она, мяч — он, облако — оно, шахматы — они.
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять слова с помощью суффиксов. Пример: матрешка — матрешечка, матрешище.
«Маленькие слова»
Цель: учиться понимать и использовать предлоги. Пример: рыба плавает в аквариуме, машина стоит у дома.
Итог мастер-класса
Я показала вам игры, которые помогают развивать речь детей. Эти упражнения можно использовать в повседневной жизни, чтобы улучшить речь и повысить интерес к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников
В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...
Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников
Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.
Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....

Мастер-класс: " Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя дошкольников с ОВЗ"
Данный мастер-класс знакомит педагогов с игровыми упражнениями для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвития речи. Представл...

Картотека игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников — это процесс, направленный на освоение словаря и грамматически правильного его использования. Лексико-грамматический строй вк...


