Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Комкова Елена Юрьевна

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР является наиболее актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека

Практическое усвоение всех лексических средств языка – важная задача коррекционного обучения детей, которые имеют общее недоразвитие речи.

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста и конечно же у детей с ОНР является актуальной проблемой на данный момент.

Если в норме ребенок может изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях постоянно общаясь с окружающими, то ребенок с речевыми нарушениями имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.

У дошкольников с нарушением речи очень часто наблюдается бедность словаря, преобладает в основном предметно–бытовая лексика. Дети с трудом классифицируют предметы по группам, путают названия домашних и диких животных. В их словарном запасе недостаточно глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственность человека, и особенно бедна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий. Все это ограничивает речевое общение детей.

У детей слабая память, они быстро утомляются, с трудом могут сосредоточиться – все это характерно для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед педагогом, который осуществляет непосредственное руководство игрой, стоит задача познакомить детей с новыми словами и понятиями, расширить и уточнить представления, связанные с этими словами, а также добиваться употребления их в связной собственной речи.

Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматически правильной речи.

Развитие грамматического строя речи у детей с нарушением речи является одной из основных задач коррекционного воспитания и обучения.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование, развитие и обогащение словаря;
  • формирование грамматически правильной оформленной речи.

Словарь – это слова, обозначающие, явления, действия, предметы и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР

Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

• развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);

• формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

• упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные);

• употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением

У детей с указанным нарушением речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребенка намного сильнее, чем само слово.

Дидактические игры и упражнения – является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

М. Горький говорил -"Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка""

Принцип дидактических игр кроется в том, что они создаются взрослыми для детей с целью воспитания и обучения. Однако, созданные в обучающих целях, они остаются играми, в которые детям интересно играть.

Ребенка в таких играх больше всего притягивает такая ситуация, в которой он решает для себя важную дидактическую и учебную задачу.

Игровые упражнения на занятии

- «Назови одним словом» (формирование обобщающих понятий)

- «Четвертый лишний» (Дифференциация обобщающих понятий)

- «Скажи наоборот» (формирование словаря антонимов)

- «Чьи лапы?» (формирование притяжательных прилагательных)

- «Назови семейку» (расширение словаря и формирование словообразовательных процессов)

- «Назови детенышей / птенцов» (формирование лексики и навыков словоизменения)

- «Один – много» (образование категории множественного числа)

- «Чего не стало?» (практическое употребление родительного

падежа множественного числа)

«Сложные слова» (образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ (рыбу ловит …рыболов, сок выжимает-соковыжималка)

В работе с детьми рекомендуется использовать учебно-игровые пособия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР:

• «Логопедическая деревня»

• «Загадочные символы»

• Электронное пособие "Логопед 2.7" включает в себя 60 авторских электронных логопедических игр. Игры используются, для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так и на подготовку детей к школьному обучению

Таким образом, необходимо обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо научить его правильно и красиво говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи....

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи...

Мастер-класс: " Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя дошкольников с ОВЗ"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с игровыми упражнениями для формирования лексико-грамматических категорий  у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвития речи. Представл...

Картотека игровых упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

Игры и упражнения  для формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного старшего возраста...