Подгрупповое занятие по лексической теме "Космос"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Балышева Анастасия Геннадьевна

Подгрупповое занятие по лексической теме "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogruppovoe_zanyatie_kosmos.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие

Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа

Лексическая тема: «Космос»

Цель занятия: Активизация словаря по теме «Космос»

Задачи: Развитие фонематического восприятия, развитие навыков счета, согласование числительных с существительными, развитие способностей описания предметов с помощью прилагательных, совершенствование мелкой и грубой моторики.        

Материалы:

Таблички со словами по лексической теме, картинки ракет для обведения по точкам, магнитная доска с цифрами от 1 до 5
(или таблички с цифрами), картинки с изображениями планет, космонавта, скафандра, космического корабля, мяч,
карандаши.                        

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечания

Организационный момент.

Дети садятся за столы.

Разложить пеналы.

Добрый день, дети! Сегодня мы поговорим про космос. В космосе много планет. Самая интересная планета, на которой мы живем, и называется она Земля.

Вот так она выглядит (картинка с изображением планеты Земля)

Какая наша планета? Какого она цвета?

Нашу планета не зря называют «голубой планетой», потому что на ней много воды (моря, океаны, реки) и еще такой цвет ей придает атмосфера.

Что на планете зеленого цвета?

А что коричневого цвета?

Голубая, белая, зеленая, коричневая.

Растения, леса

Логопед вешает картинку с изображением планеты Земля.

1

А что белого цвета?

Континенты, горы, песок, земля Атмосфера, облака

А какой формы наши планета Земля?

Если смотреть на картинку - это круг, но кругом называют плоские предметы, планета Земля на самом деле в форме шара, потому что она объемная (как шар или мяч).

Круглой формы

Логопед достает мяч и показывает его

Кто знает, что еще кроме планеты Земля находится в космосе?

Звездная система, в которой мы живем, называется Солнечной системой. Она так называется, потому что главная звезда, вокруг которой вращаются другие планеты - это Солнце.

Отгадайте загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: это смена дня и ночи, наступление зимы и лета.

Звезды, другие планеты, звездные системы, солнце

Солнце

Кроме Земли в Солнечной системе есть еще планеты (вы их уже знаете): Марс, Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Плутон, Меркурий

Они все в форме шара, как наш мяч. Пойдемте играть в мяч.

Ю-ПИ-ТЕР

ВЕ-НЕ-РА

ПЛУ-ТОН

ЗЕМ-ЛЯ

МАРС

Развешивает картинки и изображением планет

Каждое слово произносит один ребенок и логопед,

2

Я буду называть планеты (небесные тела), а потом мы по очереди будем произносить их названия по слогам. При произнесении слогов слова перекидываем мяч.

А теперь мы будет называть эти слова со словами «мой», «моя», «моё» и бросать друг другу мяч.

Я начну:

Мой Марс

А давайте будем называть и другие слова, относящиеся к космосу (можно еще называть с этими местоимениями и другие слова, относящиеся к космосу).

Мой корабль

У-РАН СА-ТУРН МЕР-КУ-РИЙ СОЛН-ЦЕ

Мое Солнце

Моя Венера

 Мой Марс

Мой Плутон

Моя ракета

Мой скафандр

Моя Земля

Мой космонавт

 Моя планета

перекидывая мяч друг другу при произнесении каждым одного слога из слова.

После перекидывания мяча по слогам (и завершения составления слова) логопед уточняет, сколько слогов в каждом слове.

Играем с каждым ребенком.

А теперь садимся за столы.

Люди, которые летают в космос и там работают называются космонавтами. Эта такая профессия.

Давайте вместе подумаем, каким должен быть космонавт, чтобы справится со своей работой?

Чтобы космонавт попал в космос он надевает специальный костюм, который называется скафандр. Он защищает космонавта от холода и отсутствия кислорода в космосе.

Сильным, смелым, мужественным, умным, отважным, выносливым, целеустремленным, здоровым и пр.

Картинки с космонавтом, табличка со словом «Космонавт»

Картинка с изображением Скафандра и табличка со словом «Скафандр»

Чтобы попасть в космос космонавт совершает путешествие на космическом корабле, на ракете. Давайте обведем изображение ракеты по точкам.

Обводят ракету по точкам.

Раздать картинки ракеты для раскрашивания по точкам.

Физкультурная минутка. Действия со словами. А теперь давайте представим, что мы сели на космический корабль, ракету и отправились в космос.

3

Вставайте рядом со столами и лицом ко мне (так чтобы стулья не мешали) и повторяйте за мной движения: Мы летаем высоко

Мы летаем низко

Мы летаем далеко

Мы летаем близко

(Можно повторить 3 раза)

Встают на носки и поднимают руки вверх

Затем садятся на корточки и встают

Руки разводят в стороны и сводят вместе

А теперь мы вспомним слова, которые сегодня слышали и поиграем в игру «определи, какой звук стоит в начале и конце слова»

Слова для называния:

Ракета - какой звук стоит в начале, а какой в конце?

Космос

Космонавт

Скафандр

Планета

Солнце

Земля

Марс

Юпитер

Ответы: -р, -а и т.д.

Можно демонстрировать таблички с названиями слов Обращаемся с вопросом к каждому ребенку

И напоследок мы посчитаем ракеты, (космические) корабли, космонавтов, планеты

1 космонавт, 5 космонавтов

1 корабль, 2 корабля, 5 кораблей и т.д.

Показывать таблички с цифрами (или цифры на магнитной доске) и картинки с изображениями предметов (объектов), которые считаем

Заключительная часть. Мы сегодня очень хорошо поучились, мне понравилось, как вы отвечали и как старались. Дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось в сегодняшнем занятии? В какие игры вы бы хотели поиграть еще раз?

Ответы детей

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"

Логопедическое занятие в старшей группе...

Подгрупповое занятие по лексической теме "Посуда"

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"

Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...

Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"

Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Сад. Фрукты".

Лексическая тема«Сад. Фрукты». Звуки [б], [б’], [п], [п’].                      Цель. Уточнение...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект подгруппового занятия  по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...