Применение метода «синектика» для обогащения речи детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Анатольевна Степанова

ТРИЗ технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению. Метод «Синектика» изТРИЗ – педагогики способствует развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_primenenie_metoda_sinektika.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я поделюсь с вами своим педагогическим опытом использования адаптированных методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка.  

Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. 

Считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной современной образовательной технологией. 

Важным аспектом применения технологии ТРИЗ, является формирование успешности в ребенке.

Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Соответственно, в ходе игр у детей обогащается словарный запас, развиваются речевые навыки и творческий подход, дивергентное мышление; активизируется познавательная деятельность;

дети преодолевает застенчивость и робость;

учатся отстаивать свою точку зрения.

Предлагаю вашему вниманию одну из игр, которая помогает развитию речи детей. Называется она «Цепочка».

Степанова Н.А.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «СИНЕКТИКА» ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»

Теоретическая часть

Дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.  Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории

Г.С. Альтшуллер.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ –педагогика развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Метод «Синектика» изТРИЗ – педагогики способствует развитию речи дошкольников. Слово «Синектика» переводится как «объединение разнообразных элементов». Суть метода в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей, соединяя, казалось бы, несовместимые свойства различных материалов, предметов и даже живых существ. Метод синектики был изобретен, чтобы усовершенствовать мозговой штурм. Целью того, и другого является ускорение отбора нужного решения среди множества вариантов, «вытаскиваемых» из подсознания человека.

Метод «Синектика» основан на поиске аналогий. Комбинированные ассоциации -это когда проводят аналогию сразу по нескольким признакам. Их подают в виде игры «Цепочка».

Практическая часть

Игра "Цепочка"

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Задачи:

  • способствовать развитию качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,
  • развивать коммуникативные способности детей: умение слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики,
  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

Правила игры: 

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.

Ход:

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением очков, ребенок увидев картинку, говорит очки круглые и передает картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передает следующему игроку картинку и т.д.

Предполагаемый результат: дети выделяют признаки объектов, умеют слышать друг друга, высказывают свою точку зрения, в ходе игры развивается речь и мышление у детей.

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука,2011
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
  3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/Под редакцией Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: «Детство – пресс», 2002
  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: учебно-методическое пособие. – Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по ...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах составления обучения, формах работы, результативности применения технологии метода синквейн....

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах обучения составления, формах работы, результативности применения технологии синквейн....