«НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ»
картотека по развитию речи (старшая группа)

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ»

 

✔Игра «Говорим шёпотом»

Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

✔ Игра «Слушаем слова»

Вы произносите самые разные слова, а ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.

Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например:
🔹 топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение;
🔹прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное;
🔹взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

✔Игра «Топ-хлоп»

Вы произносите разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.

✔ Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

✔ Игра «Нос - пол - потолок»

Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

 

   ✔ Игра «Лови - не лови»

Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

✔ Игра «Умеет ходить или нет»

Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

✔ Игра «Найди повтор»


Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова.

✔ Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Примеры стихотворений:
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)
Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)
Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)
Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)
Просыпайся карапуз -
Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)
С длинным языком, шипя
По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)
Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)
Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик КУЧА. (туча)
Мы руками ТОПАЕМ,
Мы ногами ХЛОПАЕМ.

  • Шуточные стихотворения

Найди и объясни ошибки в шуточных стихах

К нам пришли зверята:

Белочки, ежата,

Утюги, моржи,

Голуби, стрижи.

                                                     К нам пришли зверята:

                                                     Щуки и телята,

                                                     Кошки и вороны,

                                                     Тигры, макароны.

К нам пришли зверята:

Окуни, ягнята,

Лоси и кукушки,

Пироги и плюшки.

                                                     К нам пришли зверята:

                                                     Цапли, жеребята,

                                                     Волки, лисы, утки

                                                     И… спасибо шутке!

Игра «Хлопни в ладоши»

Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.

МУРАВЕЙ

ПТИЦА

СЛОН

БЕГЕМОТ

БУЛАВКА

КОМНАТА

ДОМ

КАПЛЯ

БОЖЬЯ КОРОВКА

ГУСЕНИЦА

МУХА

ВАННА

ПЧЕЛА

МОНЕТА

МЕЛ

ЛАСТИК

ПУГОВИЦА

ЖУК

КНОПКА

ТАРАКАН

ОЗЕРО

ИЗЮМ

МОРЕ

ДВЕРЬ

КОНФЕТА

✔Игра « Три слова»

Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

КАРТОШКА. ЛОЖКА. ОКРОШКА.

АПЕЛЬСИН. БЛИН. МАНДАРИН.

КОНФЕТА. КОТЛЕТА. РАКЕТА.

МИСКА. СОСИСКА. ИРИСКА.

БАНАН. ДИВАН. БАРАБАН.

ПИРОГИ. САПОГИ. УТЮГИ.

ЛИМОН. ВАГОН. БУЛЬОН.

МЕД. КОМПОТ. ПЛОТ.

САЛО. ЗАЛЫ. ХАЛА.

КАБАЧОК. КРЮЧОК. ЗНАЧОК.

БУЛОЧКА. БУДОЧКА. ДУДОЧКА.

САЛАТ. ХАЛАТ. МАРМЕЛАД.

ЖАКЕТ. БУКЕТ. ПАКЕТ.

СУП. ЗУБ. ДУБ.

✔Игра «Просьба»

Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только, когда услышишь слово - «ПРОСЬБА»

Просьба: подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклоны головой вправо и влево.

Просьба: присядь.

Встань!

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Остановись!

Руки в стороны и пр.

  • Игра «Ошибки»

Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино дослал из огня золотой ключик.

Дюймовочка  зашла в автобус и опустилась на сиденье.

  • Игра «Загадки – обманки»

Отгадай загадки – обманки.

В работе он помощник наш,

Всем дозвонится…(карандаш?)

На животе висит карман,

В нем дочку  носит … (пеликан?)

Собирает с грядок внук

Сто стручков зеленый …(лук?)

Когда луч солнечный потух,

В лесу завыл большой…(петух?)

Он  зовется царь зверей,

Потому что…(воробей?)

В огороде до сих пор

Под землею…(помидор?)

Серый шарик только тронь,

Всех уколет тихий …(конь?)

Друга лучше не найдешь,

Лает громко верный…(еж?)

  • Игра «Небылицы»

Объясни, могут ли происходить перечисленные события

Свинья летает.

Рыба бежит к морю.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

Соловей ловит медведя.

Мама младше дочки.

Дедушка старше внука.

В холодильнике жарятся котлеты.

У кукушки вывелись котята.

Мальчики играют в баскетбол.

Пингвин ударил леопарда своим рогом.




                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка слушать и слышать родителей

Как научить ребенка слушать и слышать своих родителей , взрослых и воспитателей в детском саду....

Консультация для родителей по теме: "Как научить ребенка слушать и слышать музыку"

Консультацмя написана для родителей, чтобы они могли научить детей слушать и слышать музыку. К сожалению, не все родители понимают значимость этого процесса, считая, что дети получают достаточно инфор...

Консультация для родителей "Как научить ребенка слушать и слышать родителей"

Как научить ребенка слушать и слышать родителей Многие из нас, родителей, сталкиваются с одной и той же набившей оскомину проблемой: в один прекрасный день, наш милый замечательный ребенок перест...

Как научить ребенка слушать и слышать

Как научить ребенка слушать и слышать...

Как научить ребенка слушать и слышать?

Ребенок с малых лет должен научиться слушать и слышать, выполнять задания и поручения....

консультация для родителей "как научить ребенка слушать и слышать родителей"

учить ребенка слушать и слышать взрослого труд кропотливый...