НОД по развитию речи в старшей группе "Что за чудо весне помогло"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по развитию речи в старшей группе на тему
«Что за чудо Весне помогло?»
Программное содержание:
Уточнить представления детей о временах года, о значении солнца в пробуждении природы веной.
Учить детей образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
Учить устанавливать причинно-следственные связи (последовательность пробуждения природы весной). Учить составлять описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.
Составление сложных предложений.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, мультимедийное оборудование, карточки: лампочка, костер и солнце, обруч с желтыми лентами, индивидуальные карточки «Найди лишнее» по количеству детей, простые карандаши, эмблемки - яркое солнышко.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, хотите поиграть в игру «Да и нет»? Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать при помощи движений. Если хотите ответить «да» - хлопаете в ладоши, если ответ «нет» - показываете указательным пальчиком-отрицание.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
- Вы дружные, Вы весёлые, Вы озорные, Вы красивые!
Молодцы, в нашей группе самые хорошие дети. Давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся! А теперь садитесь за столы.
Педагог приносит в группу конверт, предлагает открыть его и прочитать письмо.
Воспитатель: - Ребята на конверте написано «Сказка». Наверное, в письме спряталась сказка. Давайте ее прочитаем.
Педагог читает сказку.
Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца-Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод.
Вопитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок обрывается. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце (показывает).
Как вы думаете, что из этих картинок может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Это чудо Солнце!
Словесная игра «Подбор слов-признаков к слову Весна (какая?), Солнце».
Воспитатель: А какое Солнце?
Дети: Яркое, теплое, горячее, золотое, лучистое и доброе.
Словесная игра «Сравни и назови»
На экране слайд «картинка Солнце».
Воспитатель: С чем можно сравнить солнышко?
Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.
Солнце золотое, как …огонь, печка.
Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
Воспитатель: - Молодцы, дети, на все вопросы ответили правильно. Теперь давайте отдохнём и проведём
Физкультурную минутку - «Солнышко».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в сад ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки подрастают (руки вверх).
Садитесь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете сказка закончилась? Конечно нет! Как солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
На экране картинки: яркое солнце, тает снег, текут ручьи, звенит капель.
Воспитатель: А что же было дальше?
Далее педагог предлагает составить описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.
На доске картинки с изображением весенних явлений природы.
Дети: ярко светит солнце, начинает тает снег, текут ручьи, звенит капель.
Еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать–и-мачеха. А потом зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях.
Воспитатель: - Что еще происходит весной?
Игра «Найди лишнее»
Детям предлагается индивидуально на карточках рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, зачеркнуть лишние картинки, не подходящие Весне.
- Но с начало мы разбудим наши пальчики – пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос весенний цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
(Руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу, медленно разжимаем пальцы из кулачков. На вторую строчку развести пальчики и слегка округлить их. На третью – ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвёртую - ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Дети: сопровождая свое действие речью (Я зачеркнул цветок ромашку, потому что он лишний, весной эти цветы не растут), по очереди объясняют свой выбор.
Воспитатель: Вы любите весну? Сейчас каждый из вас скажет, за что вы любите весну? Как только вы об этом скажите – потяните за ленточку, которая лежит внутри обруча.
На полу лежит обруч с прикрепленными к нему желтенькими лентами, ленты внутри обруча.
Дети произносят по предложению:
Я люблю весну за … веселую звонкую капель.
Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.
Я люблю весну за … звонкое пение птиц.
Я люблю весну за … цветение садов.
Я люблю весну за …яркое солнце.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Солнце.
Воспитатель: - А вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Педагог раздает детям яркие солнышки – эмблемки. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи в старшей группе "Что за чудо весне помогло" | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в старшей группе на тему
«Что за чудо Весне помогло?»
Программное содержание:
Уточнить представления детей о временах года, о значении солнца в пробуждении природы веной.
Учить детей образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
Учить устанавливать причинно-следственные связи (последовательность пробуждения природы весной). Учить составлять описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.
Составление сложных предложений.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, мультимедийное оборудование, карточки: лампочка, костер и солнце, обруч с желтыми лентами, индивидуальные карточки «Найди лишнее» по количеству детей, простые карандаши, эмблемки - яркое солнышко.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, хотите поиграть в игру «Да и нет»? Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать при помощи движений. Если хотите ответить «да» - хлопаете в ладоши, если ответ «нет» - показываете указательным пальчиком-отрицание.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
- Вы дружные, Вы весёлые, Вы озорные, Вы красивые!
Молодцы, в нашей группе самые хорошие дети. Давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся! А теперь садитесь за столы.
Педагог приносит в группу конверт, предлагает открыть его и прочитать письмо.
Воспитатель: - Ребята на конверте написано «Сказка». Наверное, в письме спряталась сказка. Давайте ее прочитаем.
Педагог читает сказку.
Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца-Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод.
Вопитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок обрывается. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце (показывает).
Как вы думаете, что из этих картинок может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Это чудо Солнце!
Словесная игра «Подбор слов-признаков к слову Весна (какая?), Солнце».
Воспитатель: А какое Солнце?
Дети: Яркое, теплое, горячее, золотое, лучистое и доброе.
Словесная игра «Сравни и назови»
На экране слайд «картинка Солнце».
Воспитатель: С чем можно сравнить солнышко?
Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.
Солнце золотое, как …огонь, печка.
Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
Воспитатель: - Молодцы, дети, на все вопросы ответили правильно. Теперь давайте отдохнём и проведём
Физкультурную минутку - «Солнышко».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в сад ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки подрастают (руки вверх).
Садитесь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете сказка закончилась? Конечно нет! Как солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
На экране картинки: яркое солнце, тает снег, текут ручьи, звенит капель.
Воспитатель: А что же было дальше?
Далее педагог предлагает составить описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.
На доске картинки с изображением весенних явлений природы.
Дети: ярко светит солнце, начинает тает снег, текут ручьи, звенит капель.
Еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать–и-мачеха. А потом зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях.
Воспитатель: - Что еще происходит весной?
Игра «Найди лишнее»
Детям предлагается индивидуально на карточках рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, зачеркнуть лишние картинки, не подходящие Весне.
- Но с начало мы разбудим наши пальчики – пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос весенний цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
(Руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу, медленно разжимаем пальцы из кулачков. На вторую строчку развести пальчики и слегка округлить их. На третью – ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвёртую - ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Дети: сопровождая свое действие речью (Я зачеркнул цветок ромашку, потому что он лишний, весной эти цветы не растут), по очереди объясняют свой выбор.
Воспитатель: Вы любите весну? Сейчас каждый из вас скажет, за что вы любите весну? Как только вы об этом скажите – потяните за ленточку, которая лежит внутри обруча.
На полу лежит обруч с прикрепленными к нему желтенькими лентами, ленты внутри обруча.
Дети произносят по предложению:
Я люблю весну за … веселую звонкую капель.
Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.
Я люблю весну за … звонкое пение птиц.
Я люблю весну за … цветение садов.
Я люблю весну за …яркое солнце.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Солнце.
Воспитатель: - А вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Педагог раздает детям яркие солнышки – эмблемки. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна" Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Как Солнце Весне помогало».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»....
Интегрированная ОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Весна»
Цель: поддержка интереса детей к совместной познавательной деятельности....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе “Вот она, весна какая”
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.Задачи:Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Весна»
Закрепить с детьми характерные признаки весны, активизировать словарь по теме весна....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Друзья помогли"
Это занятие проводилось в рамках темы недели "Безопасное поведение зимой". Ребята учились составлять рассказ по серии картинок; закрепляли правила безопасности зимой....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Друзья помогли"
Это занятие проводилось в рамках темы недели "Безопасное поведение зимой". Ребята учились составлять рассказ по серии картинок; закрепляли правила безопасности зимой....