Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Касян Елена Викторовна

Цель: повторение и обобщение знаний детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:
Обучающие: закреплять классификацию звуков, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;

упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

формировать умения обобщать, классифицировать.
Развивающие: развивать память,  зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

                             непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе

Тема НОД: «Путешествие в сказочную страну Красивой речи»

        

        Составила:

        Касян Елена Викторовна,        

        воспитатель

        

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие,  социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Вид занятия:.

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Цель: повторение и обобщение знаний детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи: 
Обучающие: закреплять классификацию звуков, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;

упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

формировать умения обобщать, классифицировать.
Развивающие: развивать память,  зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: презентация, магнитная доска, конверт с письмом и разрезной картинкой сказочной Феи, предметные картинки, мяч, шкатулка со сладкими призами.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки, стихов.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков.

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент

 

Дети и воспитатель заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Возьмите друг друга за ручки и улыбнитесь друг другу, а теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

Дети здороваются, становятся в круг, выполняют задания.

Двигательная и игровая.

1 мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 

 

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
- А что такое фантазия?

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила. Напомните их мне.

Дети: фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Дети напоминают правила:

Аня: Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Варя: Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Мила: Наше занятие – занятие секретов.

Сто вопросов- сто ответов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Семён: Парта- это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Андрей Б.: Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

Коммуникативная.

2 мин

Релаксация (включается сказочная музыка)

Воспитатель: Итак, отправляемся в страну Красивой речи. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака (произносим  вполголоса звук [ ш ]). Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (делаем дыхательную гимнастику- глубокий вдох и выдох).

- И вот наш шар совершил посадку в сказочной стране Красивой речи. Давайте откроем глаза и полюбуемся!

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, выполняют дыхательную гимнастику.

1 мин

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

3

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

 

Воспитатель:  Вот мы и прибыли. Смотрите, ребята, какая красивая страна.

Что вы видите?

- Посмотрите, ребята, что это?

– А ворота закрыты. Давайте их откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Воспитатель: Замок мы открыли, молодцы!

Дети перечисляют, что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т. д. 

Дети: Ворота.

Коммуникативная.

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Двигательная.

Дети садятся на стульчики.

 2 мин

Сюрпризный момент

В группу влетает воздушный шар к нему привязано письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда узнаем, от кого оно.
Воспитатель: - Всё ясно, значит, письмо нам прислала сказочная Фея. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Воспитатель читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Я Сказочная Фея страны Красивой речи. Хочу поздравить вас с окончанием учебного года. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда желаю вам удачи!».

Дети собирают картинки – пазл на магнитной доске (на картинке изображена сказочная Фея).

Познавательно-исследовательская.

2,5 мин

4

Задание № 1. ЗВУКОГРАД

Воспитатель: - Из чего состоят слова?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Как произносятся гласные звуки?

- Давайте назовём их.

- А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

- Какие бывают согласные звуки?

Дети: Из звуков.

Дети: Гласные и согласные.

Дети: Легко, свободно, тянутся, поются.

Дети: А, О, У, Ы, Э

Дети: Губы, зубы.

Дети: Твердые и мягкие.

Коммуникативная.

2 мин

Игра “Ты мне – я тебе”. 

Воспитатель: Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

- А сейчас мы поиграем с вами  в игру и узнаем, где спрятался звук. Но какой звук вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,

Жу-жу-жу да жу-жу-жу,

И летит к цветкам с нектаром,

Всех, пугая на ходу!

Итак, где же спрятался звук  Ж в слове?

(На магнитной доске выложены картинки с изображением жёлудя, мороженого, ежа).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.

Дети выполняют задание.

Коммуникативная.

Дети: Жук

Ева: В слове жёлудь звук Ж спрятался в начале слова.

Глеб: В слове ёж звук Ж спрятался в конце слова.

Алёна: В слове мороженое звук Ж спрятался в середине слова.

5

Задание №2. ГОРА ЧУДЕС

Игра «Назови признаки» (волшебный мешочек)

Воспитатель:  В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов, узнаем какие? (Воспитатель предлагает детям по одному вытаскивать предметы из волшебного мешочка и называть их признаки)

- Карандаш из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

- Кружка из стекла…

- Блюдце из фарфора…

Семён: деревянный карандаш.

Мила: кожаная сумка.

Сабрина: пластмассовая ручка.

Андрей Б.: стеклянная кружка.

Маша: фарфоровое блюдце.

Игровая, коммуникативная.

1,5 мин

Физкультминутка «Моя семья»
1, 2, 3, 4 —кто у нас живет в квартире?

1,2,3,4,5 — их могу я посчитать.

Мама, папа, брат, сестренка,

кошка Мурка, три котенка,

мой щенок, хомяк и я —

это вся моя семья.

Дети топают на месте

Ритмично хлопают в ладоши

Ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед

Наклоняются вправо – влево

Делают повороты туловища в стороны

Широко расставляют руки.

Двигательная.

1 мин

 

 Задание № 3. ДЕРЕВНЯ ДОБРОТЫ

Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково)
Солнце, ветер, ручей, дождь, река.

Задание №4. РЕКА ДРУЖБЫ

Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель раздаёт детям индивидуальные карточки по количеству детей с изображением предметов)
- нож, кастрюля, чайник  
- стул, кровать, кресло
- репа, лук, редис
- самосвал, машина, поезд
- груша, апельсин, банан

- ворона, воробей, снегирь

- гармошка, гитара, труба

- коза, корова, лошадь

- ботинки, тапочки, сандалии

- белка, ёж, медведь

Задание №5. ГОРОД «РАЗМЫШЛЯЙ-КА»

Игра «Что лишнее?»
(Воспитатель называет группу слов, после ответа детей на экране появляется слайд с правильным ответом)
- яблоко, груша, морковь, персик
- заяц, кошка, медведь, волк
- серьги, колечко, бусы, кузнечик
- самолет, машина, стол, корабль

Задание №6. ДОЛИНА СЛОГОВ

Дидактическая игра  «Весёлый паровозик» (деление на слоги)

Воспитатель:  Ребята, садитесь за столы.  У каждого из вас на столе лежит картинка паровозика с  одним, двумя и тремя окошками и предметные картинки с изображением карандаша. Стола, . Задание такое: необходимо отобрать картинки с  заданным количеством слогов (в вагончики с одним окошком- с 1 слогом, с двумя окошками- с 2 слогами и т.д.) и приклеить их под нужными вагончиками.

Воспитатель: -  Молодцы, вы  справились со всеми заданиями. А за это сказочная Фея приготовила для нас сюрприз – сундучок со сладостями!

Дети называют слова в ласкательной форме:

Солнце – солнышко,

ветер – ветерок,

ручей – ручеёк,

дождь – дождик,

река – речка.

Игровая, коммуникативная.

Дети называют предметы одним словом

Дети: Посуда.

Дети: Мебель.

Дети: Овощи 

Дети: Транспорт 

Дети: Фрукты.

Дети: Птицы.

Дети: Музыкальные инструменты.

Дети: Домашние животные. Дети: Обувь.

Дети: Дикие животные.

Игровая, коммуникативная.

Дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе

Дети: Морковь.

Дети: Кошка.

Дети: Кузнечик 

Дети: Стол

Игровая, коммуникативная.

Дети выполняют задание воспитателя.

 

1,5 мин

3 мин

2 мин

3 мин

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6

Итог занятия. Систематизация знаний.

 

 

Воспитатель:  Отправляемся домой, закрываем глаза и представим себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

 -Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

- Ребята, где мы сегодня путешествовали?

- С помощью чего мы переместились в эту удивительную страну?

Дети встают в круг, закрывают глаза

Дети открывают глаза

Дети: в сказочной стране Красивой речи.

Дети: с помощью фантазии на воздушном шаре.

 1 мин

7

Рефлексия

 

 

Воспитатель: Скажите, ребята, какое задание вам понравилось больше всего?

- Что показалось очень трудным?

- Ребята, вы выполнили все задания сказочной Феи, и она передала вам сладкие подарки, которые вы унесёте домой. Я вам тоже хочу сказать спасибо за занятие. Молодцы!  

Ответы детей.

 1,5 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

ЗВУКОГРАД

Слайд 7

ГОРА ЧУДЕС

Слайд 8

ДЕРЕВНЯ ДОБРОТЫ

Слайд 9

РЕКА ДРУЖБЫ

Слайд 10

ГОРОД «РАЗМЫШЛЯЙ-КА»

Слайд 15

ДОЛИНА СЛОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...

НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)

формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;  Воспитывать доброжелательность, отзы...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект итогового интегрированного НОД в старшей группе по Развитию речи и Рисованию на тему: "Страна красивой речи"

Тема: «Страна красивой речи» (старшая группа).Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,...