Алгоритм работы над сказкой
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Минина Елена Сергеевна

В данной статье описывается определенный алгоритм работы над сказкой, интересный прием, который позволит разнообразить работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_raboty_nad_skazkoy.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над сказкой

1. Ритуал «Входа» в сказку

1.Включается музыка, напоминающая журчание ручейка. На пол можно положить ткань голубого цвета или голубую тесьму и сказать деткам, что это "ручеёк", пройдя по которому можно набраться волшебной силы. После этого они попадают в сказку.

2. Рассказать детям о силе волшебного ветра, который может перенести любого человека в сказочную страну. После этого включается вентилятор, а дети проходят мимо него и "переносятся" в сказку.

3. Рассказать детям, что попасть в страну сказки им поможет звон волшебного колокольчика. Для этого дети должны расслабиться, закрыть глаза и тихо-тихо слушать звучание колокольчика.

4. Также можно расставить детские стулья друг за другом и накрыть тканью. Это - "волшебный тоннель". Он ведёт в сказку. Недалеко от "тоннеля" ставится лампа. Она будет символизировать "свет в конце тоннеля". Чтобы попасть в сказку дети должны проползти по тоннелю, несмотря на то, что там темно. Им нужно преодолеть свой страх, тога сказка им откроется. После того как дети проползут по тоннелю, нужно обязательно их похвалить, сказав, что они молодцы, преодолели свой страх и замечательно проползли по волшебному тоннелю, а это непременно даст им волшебные силы.

5. Поможет также войти в сказку и "волшебная пыльца" - серпантин, которым можно обсыпать детей. "Волшебная пыльца" сделает их сильными и неуязвимыми, и они попадут в волшебную страну сказки.

2. Чтение сказки

3. Беседа о прочитанном

4. Рассматривание иллюстраций

5. Игры-беседы детей с персонажами (Персонажи сказок могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят, вырезанных из картона, бумаги).

6. Игры-драматизации по содержанию сказок

7. Рисование по сюжету сказки

8. Ритуал «выхода» из сказки (повторяет обратный путь).

9. Установление связи между идеей сказки и жизненным опытом.

Ритуалы вхождения в сказку

Ручеек

(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)

Ручеек, ручеек в сказку множество дорог.
Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.

Цветок

Силой волшебной этот цветок
Нас наполняет с макушки до ног.

Фея

(В роли феи может выступать сам педагог.)

Только Фея нас коснется,
Сразу в сказку путь начнется.

Царевна – Лягушка

Силой волшебной готова делиться,
Надо лишь рукой коснуться.
Царевны – Лягушки пальцем касаемся,
В сказку отправляемся.

Ветерок

(Можно использовать настольный вентилятор.)

Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.

Ракушка

(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)

Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко,
Как там море шумит, что о сказке говорит?

Колечко

Колечко, колечко, скажи нам словечко:
– Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).

Дорожка

(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)

Дорожка, дорожка, помоги немножко!
Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.

Камень

(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)

Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.

Указка

(Раскрутить указку на столе.)

Указка, указка, дай нам подсказку,
Приди на подмогу – укажи дорогу!

Самолетик

(Бумажный самолетик.)

Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.

Перышко

(Любое перышко, можно искусственное)

Ветер перышко принес
И у нас к нему вопрос:
– Если прямо мы пойдем,
Сразу в сказку попадем?

Стрела

Всюду стрелочка летала,
Все дороженьки узнала.
Помогай, стрела, в пути,
Как до сказки нам дойти.

Приемы обучения выразительному чтению стихов

В соответствии с методикой Стародубовой Натальи Анатольевны, можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. Воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!

6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Жуковская Роза Иосифовна (доктор пед. наук, литератор, автор многих работ) в своей работе "Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1951" также описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов:

 -игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист". Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы с программой Photo Booth (авторская работа)

Эта  авторская презентация поможет тем, кто хочет научиться работать в программе Photo Booth. Удачи!...

Алгоритм работы с программой IPHoto (авторская работа)

Эта  авторская презентация поможет тем, кто хочет научиться работать в программе  IP Hoto. Удачи!...

Сценарий и алгоритм работы со сказкой "Царевна-лягушка"

Цели постановки:1. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.2. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.3. Развивать тв...

Сценарий и алгоритм работы со сказкой "Царевна лягушка"

1.  Вызвать эмоциональный отклик на сказку "Царевна лягушка", интерес к образам этой сказки.2. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.3. Развивать творческую ф...

Алгоритм создания музыкальной сказки

Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми старшего до­школьного возраста является освоение социальных навыков через творческую деятельность, развитие способности детей к свободному...

Рисуем стихи с детьми (из опыта работы) Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкол...