Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
консультация по коррекционной педагогике

Гончарова Елена Александровна
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo.odt11.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия

Мнемотехника, в переводе с греческого, "искусство запоминания". Это система методов и приемов, которые  обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на него наклеивают картинку, например, картинка "Зайчик". И теперь он знает, что вещи, на которых есть "Зайчик" - его вещи.
Когда ребенок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.

Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, "Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка

с весною, в сени к нам летит".Мнемоквадрат

В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания, одевания, чистки зубов и т. д.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В качестве символов-заместителей используются:

  • Предметные картинки.
  • Силуэтные изображения.
  • Геометрические фигуры.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая. Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.
Пример мнемотаблицы

Мнемотаблицы можно использовать:

  • при обучении составлению описательных, творческих рассказов;
  • при заучивании стихов.
  • при отгадывании и загадывании загадок.
  • при пересказах художественной литературы.
  • обогащения словарного запаса.
  • Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.
    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
    3 этап: Пересказ по данной теме.

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...