Конспект занятия по развитию речи "Детеныши и их животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_detenyshi_i_ih_zhivotnye.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Домашние животные и их детеныши»

Цели: закрепить и расширить знания детей по теме домашние животные и их детеныши.

Задачи:

1.            расширить и закрепить знания детей по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»;

2.            развивать связную речь и формировать коммуникативные навыки;

3.            развивать восприятие, внимание, память, мышление;

4.            воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным;

5.            формировать положительную установку на участие в занятии.

Тип занятия: закрепление и развитие знаний, умений и навыков

Форма занятия: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая.

Продолжительность: 25мин

Участники: дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: мяч, иллюстрации по теме (ферма, семьи домашних животных, верблюд, профессии работников фермы), маски животных к сказке (собака, кошка, корова, лошадь, коза), практическая работа (раздаточный материал по количеству детей в группе), карандаши по количеству детей в группе.

Предварительная подготовка:

-рассматривание картин, иллюстраций по теме «Домашние животные»;

-рассказывание русских народных сказок с домашними животными;

-рассматривание иллюстраций к сказкам;

-беседа о пословицах и поговорках (о домашних животных);

-разучивание загадок о домашних животных:

-настольно- печатные игры «Дикие и домашние животные»;

-дидактические игры: «Продолжи предложение», «Один- много», «Определи животное по описанию», «Назови лишнее» и др.;

Методы и приемы:

1. словесный (беседа, объяснение, сказка),

2. наглядный (картинки),

3. игровой («Четвертый лишний», «У кого какой дом», «Назови семью», «Профессии фермы», и т.д.),

4. практический (практические упражнения, работа с раздаточным материалом).

Структура занятия:

 

Этап занятия

Содержание

Время

I.Вводная часть

Приветствие

Рефлексия

Игровое упражнение «четвертый лишний»

Ввод в тему занятия

3 минуты

II.Основная часть

Повторение:

-Игровое упражнение «Я знаю»

-Игра «Назови семью»

Пальчиковая гимнастика

-Игра «У кого какой дом»

Изучение нового материала:

-Физкультминутка

-Сказка

Закрепление полученных знаний:

-Практическая работа

Физкультминутка

-Игра «Профессии фермы»

-Игра «Нелепицы»

20 минут

III.Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия.

2 минуты

 

Ход занятия

I. Вводная часть

-Здравствуйте, ребята! Очень рада сегодня вас видеть на занятии.

Рефлексия

(Дети стоят на ковре и выполняют движения под стихотворение)

-Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).

-Сегодня занятие не привычное,

Это занятие- необычное.

Будет много интересного,

Весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте,

На вопросы отвечайте.

-Угадайте, какое слово лишнее (игровое упражнение «Четвёртый лишний» на слух)?

(Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор).

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, волк, корова, медведь.

-Коза, петух, овца, свинья.

-Лошадь, коза, корова, кот.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Молодцы, справились с заданием!

-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о домашних животных)

II. Основная часть

-Давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете (игровое упражнение «Я знаю»)? (дети встают в круг, воспитатель бросает каждому ребенку мячом, дети должны назвать домашнее животное)

-Где живут домашние животные? (на магнитной доске появляется иллюстрация фермы- прил.1)

-Животные живут на ферме семьями. Давайте их вспомним (игра «Назови семью») (дети называют всех животных в семье по иллюстрации- прил.2)

Пальчиковая гимнастика

Довольна корова своими… телятами,             (поочерёдно пальцы каждой

Овечка довольна своими… ягнятами,            руки «здороваются» с

Кошка довольна своими… котятами,             большим).

Кем же довольна свинья?… поросятами.

А я довольна своими… ребятами.                    (сжать все пальцы в кулачок)

-У каждого животного есть свой дом (игра «У кого какой дом» с мячом):

У коровы-…(коровник)

У свиньи-…(свинарник)

У кролика-…(крольчатник)

У лошади-…(конюшня)

У овцы-…(овчарня)

У собаки-…(конура)

Изучение нового материала.

-Ой, ребята, а кто это? (на доске появляется иллюстрация верблюда- прил.3)

Ребята, как вы думаете, почему верблюд пришел к нам на занятие? (ответы детей)

Да, действительно, верблюды- это домашние животные, которые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Его даже называют «кораблем пустыни». Выживать в таких жарких условиях, где практически нет воды, помогают горбы- это жировые отложения, которые могут служить источниками воды и пищи. Верблюды способны выживать без воды до двух недель, а без пищи до месяца, благодаря своим горбам.

Раньше на верблюдах перевозили различные товары. В хозяйстве верблюда запрягают и на нём пашут, сеют, боронят, косят и возят тяжести. Из шерсти верблюда делают самые лучшие шерстяные одеяла. Верблюжье молоко употребляют в свежем виде и делают из него вкусный и лечебный кисломолочный напиток.

-Давайте назовем всех в этой семье (верблюд, верблюдица, верблюжонок).

А теперь немножко отдохнем…

Физкультминутка

Села кошка под кусточек,                     (Приседают).

Мяса скушала кусочек.                         (Поглаживают свой животик).

Встала кошка, потянулась,                   (Встают, потягиваются).

Ее шерстка развернулась.                     (Поглаживают по голове соседа).

-Давайте поиграем в сказку. Помогите мне сочинить ее. Я начну, а вы продолжите. (Воспитатель раздает маски домашних животных и распределяет среди желающих роли)

Жили-были на ферме у бабушки Тани разные животные: собака, кошка, корова, лошадь и коза.

Однажды в знойный день они лениво бродили по скотному двору… И тут решили завести разговор, кто из них нужнее хозяйке:

Собака сказала– я самая нужная, потому что

Ребенок: охраняю дом человека, пасу стадо, хожу на охоту.

Кошка не согласилась и сказала–

Ребенок: я самая нужная, потому что я ловлю мышей и крыс, помогаю сохранить урожай.

Корова возмутилась– нет,

Ребенок: я самая нужная, потому что я даю молоко и мясо.

И тут в спор вступила лошадь, и сказала – нет, я нужнее хозяйке,…

Ребенок: потому что я могу возить грузы и нашу хозяйку, пашу землю.

Разозлись коза и сказала – нет, вы не правы,…

Ребенок: я самая нужная, потому что я даю молоко хозяйке, шерсть и мясо.

Послушала бабушка Таня спор животных и сказала свое мнение: «Я вас всех люблю! Все вы мне нужны, вы все мне приносите большую пользу». С тех пор животные живут дружно и никогда больше не затевают спор.

Закрепление полученных знаний.

-А чем же бабушка Таня будет кормить своих животных? (практическая работа на листах (прил.4): дети должны соединить линиями кто и что будет есть)

Физкультминутка

Бегал по двору щенок,                  (бег на месте)

Видит пирога кусок.                     (замереть, насторожиться)

Под крыльцо залез и сел,              (присесть)

Завалился, засопел.                       (упасть на пол, притвориться спящим)

-Ребята, а кто из вас знает, как называются профессии людей, работающих на ферме и ухаживающих за домашними животными (Игра «Профессии фермы»)? (на магнитной доске появляются иллюстрации с изображениями людей, работающих на ферме)

За свиньями ухаживает кто…?                 (свинарка)

За лошадьми ухаживает кто…?                (конюх)

Кто доит коров…?                                    (доярка)

Кто пасет животных на лугу…?               (пастух)

Кто лечит животных…?                           (ветеринар)

-А теперь я скажу предложения, а вы слушайте внимательно, если ошибусь, исправьте меня (игра «Нелепицы»).

Лошадь расчёсывает гриву конюху.                (Дети исправляют ошибки,

Стадо коров пасёт пастуха.                           предлагают свои варианты

У доярки пятнистые бока.                              ответов)

Телята поят телятницу.

Поросята кормят свинарку.

III. Заключительная часть

На ферме время пролетело очень быстро, и наше занятие подошло к концу…

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

-Кому дома расскажите о нашем занятии и новых знаниях?

 

Литература:

1.                 Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

2.                 С.А.Левина, С.И.Тукачева «Физминутки»

3.                 Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

4.                 С.Жорник «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

5.                 В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

6.                 О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»

7.                 Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» (книга 2, старшая группа)

 

 

 

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Цель.

Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей. Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.

Задачи.

  • Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королёве.
  • Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).
  • Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.
  • Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.
  • Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.
  • Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.

Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретом Ю. Гагарина, космическими кораблями и аппаратами, макет «Солнечная система».

Предварительная работа:

Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», работа с лэпбуком, сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос» и тд., чтение художественной литературы по теме Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

 

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:

Вселенная много готовит загадок,

И многое в мире неведомо нам.

И в космос пускай запускают ракеты,

Дорога безмерна к далёким мирам.

Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.

Лишь кроху всего удаётся узнать,

Но мир открывать безусловно, полезно.

Для этого в космос и стоит летать.

Воспитатель - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна.

Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.

В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.

Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королёва), гениальным инженерам-конструкторам.

Ну и конечно главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина)

Кто же это космонавт?

Он пример для всех ребят,

Все зовут его героем

Он гордо звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Новому учиться.

А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам? (Да!) Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков.

Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)

Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)

«Луч» написано на нём

Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)

Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)

К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)

4-3-2-1 – Мы взлетаем

И летим (поднимаемся на носочках)

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза

Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!

(включается космическая музыка)

Дети открывают глаза.

Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?

Ночью горят, а днём они спят

В чёрном небе, до зари

Тускло светят фонари

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики (звёзды).

Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. (показ иллюстраций)

Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие. А про что эта загадка?

Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звёзд защищает (Солнце).

(Показ иллюстраций.)

Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).

Вот еще одна загадка.

Бегают вокруг огонёчка

7 сыночков и 2 дочки

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они (планеты).

Воспитатель – Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель (демонстрирует макет солнечной системы). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.

Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.) А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)

В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)

Физкультминутка «Невесомость»

Воспитатель – Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте). Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор.

Крохотулечка-планета

Первой солнышком согрета

И проворна - год на ней

88 дней (Меркурий)

Дети берут модель планеты и прикрепляют на свою орбиту.

Воспитатель – Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).

Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она

Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.)

Дети прикрепляют модель Венеры на свою орбиту.

На планете чудеса:

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере:

Дышат люди им и звери. (Земля.)

Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия? Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей почему её надо беречь и от чего.)

Над планетой красной кружат,

Каменюки, страх и ужас,

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем на той планете! (Марс.)

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)

Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Поставьте пожалуйста модель Марса на свою орбиту.

Великан тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)

Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неё есть 4 спутника. Поставьте пожалуйста Юпитер на свою орбиту.

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)

Воспитатель – И эту планету давайте поставим на свою орбиту. Обратите внимание, сколько уже на нашем макете вращается планет? (ответы детей) А сколько орбит пустует?

Кто из вас знает, как называются планеты, находящиеся на этих орбитах? (ответы детей)

Давайте заполним пустующие орбиты. (дети ставят недостающие планеты на орбиты) Давайте назовём эти планеты: Уран и Нептун. С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.

(Показ иллюстраций.)

Воспитатель – Ну что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждёт она в тревоге,

Чтоб мы её спасли,

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму

От горя и беды!

Воспитатель – Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Задачи:1.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация словаря.2.Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы...

Конспект занятия по развитию логического мышления «Классификация животных на группы по их отличительным признакам»

Задача образовательной области «Познание»:  Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Развитие пространственных представлени...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»

Конспект занятия по развитию речи.Тема: «Дикие животные нашего леса»  (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Животные зимой»

Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру, о диких животных зимой....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Домашние животные»

Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использоват...