Конспект НОД "Веселая ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Ивановна Алексеенко

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы: "Веселая Ярмарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_yarmarka.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Энгельсского муниципального  района Саратовской области

Конспект

непрерывно образовательной деятельности

по теме: «Веселая ярмарка»

(старшая логопедическая группа)

Учитель-логопед:  

Алексеенко Татьяна Ивановна

2022 г.


Основная образовательная программа  МДОУ «Детский сад  №19»

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Веселая ярмарка».

Направление образования и развития (образовательная область): речевое  развитие.

Цель: воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание изучать их.

Задачи:

1. Познавательные:

-продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами: Гжель, Дымково, Хохлома;

-развивать наблюдательность, умение отмечать особенности росписи, фона, элементов узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры;

2. Социально- коммуникативные :

-развивать интерес к народным промыслам России;

-воспитывать чувство гордости и уважения к народным мастерам.

3. Речевые:

-развивать связную речь детей;

- развивать грамматический строй речи;

-развивать фонематический слух;

-пополнить лексический запас детей словами: Гжель, Хохлома, Дымково, ярмарка.

4. Физические:

-развивать крупную и мелкую моторику.

5. Художественно- эстетические:

- развивать чувство ритма при повторении музыкальной фразы за педагогом;

- прививать чувство прекрасного.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная

 Формы организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением.

Оборудование:

-карточки на липучках с изображением изделий русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики,  дымковские игрушки; обруч с лентами; дидактическая игра «Собери посуду»; мяч; трафареты посуды.

Предварительная работа:

 -рассматривание альбомов, ширм с изделиями народно- прикладного искусства;

-рассматривание предметов, игрушек, посуды по данной теме;

Ход НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Логопед:

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, я хочу пригласить вас на весёлую ярмарку!

Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Всех на ярмарку приглашаю,
Веселья и покупок желаю!

С давних пор у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из ближайших деревень и городов.

- А вы знаете, ребята, что такое ярмарка?

- Подходите да смотрите, какие здесь товары собраны!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди-мастера!

Дети здороваются и садятся на стульчики.

(ответы детей)

Основная часть

Логопед:

 Сейчас я вам расскажу удивительную историю.

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины….

(логопед помещает карточки с изображением дымковских игрушек на коврограф)

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

-Что же это за игрушки?

- Игра «Назови ласково» (логопед показывает карточку с игрушкой, дети ласково называют ее)

Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а…

Не утка, а…

Не курица, а…

Не собака, а…

Не петух, а…

Не козел, а…

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

 - Игра «Подбери рифму».

Барышня – красавица всем нам очень …

На коне сидит Емеля, едет он на …

Много есть зверюшек дымковских …

Уточка с утятами, курочка с …

У большого индюка все расписаны …

Я хочу поиграть с вами в мяч, давайте встанем с вами в круг, я буду бросать вам мяч и  называть одну игрушку, а вы, бросая его обратно - много игрушек.

Игра - «Один - много»

Логопед: одна барышня, один козлик, один конь, один индюк, одна собачка, одна курочка, одна уточка

-Правильно, а скажите, откуда они к нам приехали?

-Совершенно верно. А какими узорами украсили мастера свои изделия? ….)

(ответы детей)

Лошадка

Уточка

Курочка

Собачка

Петушок

Козлик

Нравится

Карусели

Игрушек

Цыплятами

Бока

Дети встают в круг и по очереди образуют множественное число существительного:

много барышень,  много козликов, много коней, много индюков, много собачек, много курочек, много уточек

(из села Дымково)

Ответы детей

А теперь мы отправляемся дальше по нашей ярмарке, и я предлагаю вам  послушать сине- голубую сказку.(сказка сопровождается иллюстрациями на коврографе)

«Сине-голубая сказка»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать да людей порадовать, край свой прославить. Думали- думали и придумали. Нашли они в сторонушке глину чудесную, белую- белую и решили лепить из неё разную посуду, и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.

-Понравилась вам сказка, ребята?

- О каком народном промысле эта сказка?

Предлагаю вам поиграть в игру «Как называется», я вам буду называть продукты, а вы говорить название посуды, предназначенной для этих продуктов.

Речевая игра «Как называется?»

Посуда для сахара -

 Посуда для соли –

 Посуда для хлеба-

Посуда для супа-

Посуда для молока-

Посуда для масла-

Посуда для конфет –

Гжельская посуда очень хрупкая. Она легко бьётся. Вот и я была неловкой и разбила свой сервиз. Может, вы мне поможете снова собрать её?

Дидактическая игра «Собери посуду»

- Молодцы, ребята, спасибо вам, что помогли мне.

(ответы детей)

о Гжели

сахарница

солонка

хлебница

супница

молочник

масленка

конфетница

дети из разрезных картинок собирают целую

Логопед

-Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали?

Они не только покупали и продавали товары, но ещё и веселились.

Я приглашаю вас покататься на каруселях.

(русская народная игра «Карусель) Координация речи с движением

Логопед берет в руки обруч с привязанными к нему лентами.

Логопед:

-Еле- еле, еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом-бегом-бегом!

Тише, тише не спешите, карусель остановите-

Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!

- Ну как, понравилось вам кататься на каруселях?

Дети встают в круг, одной рукой взявшись за ленту, выполняют движения.

Логопед:

-А теперь, пойдём – ка дальше по базару посмотреть кое- какого товару!

-  Но прежде давайте  ещё раз вспомним, какая посуда есть в каждом доме?

Логопед:

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без неё нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

- Из каких материалов бывает посуда? 

Логопед: - Из стекла - значит она …?

Логопед: - Из фарфора- значит она…?

Логопед: - из металла- значит она…?

Логопед: - из пластика значит она…?

Логопед: - из глины значит она…?

Логопед: - из дерева значит она…?

Ах! Что за диво! Взгляните, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью! (логопед выставляет картинки с изображением хохломской посуды на коврограф)

- Кто из вас знает, как эта посуда называется?

Как волшебница жар- птица

Не выходит из ума,

Чародейка - мастерица золотая Хохлома.

И богаты, и красивы гостю рады от души,

Кубки, чаши и ковши!

-Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть! 

В селе Хохлома всю домашнюю утварь (так в старину называли посуду) вытачивали из дерева (липы или берёзы), она отливала золотом и веселила глаз красивым узором. Полюбуйтесь на это чудо – чашки и бочонки, вазы и подносы, широкие блюда, ковши – «братины».  

- Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Любили  мастера свои изделия и ласково их называли.

Предлагаю вам как и хохломские мастера назвать ласково посуду.

Логопед: 

 Чашка, ложка, миска, поднос, ваза, ковш, блюдо, солонка. 

Логопед: Хохломские мастера очень любили и дорожили своей посудой, и поэтому всегда содержали ее в чистоте.

Дети садятся на стульчики.

Дети: – Тарелки, кастрюли, чашки …

Дети: - Стеклянная.

Дети: - Фарфоровая

Дети: Металлическая

Дети: Пластиковая

Дети: Глиняная

Дети: Деревянная

(Золотая Хохлома)

Дети: 

- Чашечка, ложечка, мисочка, подносик, вазочка, ковшичек, блюдечко, солоночка

Координация речи с движением (физкультминутка)

Моем чашку, моем кружку

Ставим высоко на сушку.

Ой, упала кружка с полки

Будем собирать осколки

- А почему хохломская посуда не разбивается?

Логопед: 

Из Хохломы жар-птицами разлетались миски да ложки по ярмаркам и базарам. Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

- Это, конечно легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелёгкое. Много труда нужно вложить в каждое изделие.  И мы сейчас с вами тоже потрудимся.

 Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Обведи предмет по силуэту».

(Каждому ребёнку даётся трафарет, силуэт изделия. Его нужно обвести карандашом и объяснить для чего оно служит).

Логопед 

- Долгой была дорога на ярмарку, телеги до краёв были нагружены  посудой. Приезжали мастера да пересчитывали товар, вдруг по дороге что потеряли.

- Давайте мы тоже посчитаем ту посуду, которую обвели по трафарету (согласование числительных с существительными)

Логопед раздает детям карточки с порядковыми номерами числительных.

- круговые движения поочерёдно каждой рукой.

- тянутся вверх

- наклоны головой вправо-влево.

- сметают осколки в совок.

Дети: - Потому что она  деревянная.

Образец: Дети: -  Это чашка. Она нужна для того, чтобы пить чай, компот, кофе.

Дети выбирают карточку с порядковым номером числительного, и считают свою посуду.

Образец: один ковш, два ковша, три ковша, четыре ковша, пять ковшей.

Заключительная часть

Логопед:

Солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась.
Поиграли, повеселились, а теперь давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? Что такое ярмарка? Какой товар там продают? Изделия, каких мастеров мы видели? Молодцы, ребята! Я благодарю вас за то, что вы были внимательными! До свидания!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир

Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....

Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир

Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

конспект развлечения "Ярмарка движений"

Развлечение по ОО "Физическое развитие". предлагаю народные игры, в которые дети играют с удовольствием....

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"

Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...

Конспект «Математическая ярмарка»

Конспект  организованной образовательной деятельности в подготовительной группе  «Математическая ярмарка»...

Конспект Овощная ярмарка

Занятие по лепке для детей среднего возраста...