Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лобачева Марина Викторовна

 Данный конспект  дает возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  с элементами исследовательской деятельности в средней группе

 

Тема:  «Поможем Колобку»

 

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств соли и муки.

Задачи:

- обучающие активизировать и обогащать словарь детей  существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

- развивающие – развиваем связанную речь,

 учить высказывать свое мнение,

, развивать внимание, умение отвечать предложениями,

обогащать словарный запас детей качественными прилагательными (сыпучая, мягкая, твёрдая, )

 Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами  муки и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

Закрепить четкое произношение звуков ч, с помощью чистоговорок

Развивать мелкую мускулатуру

- воспитательные – воспитывать аккуратность во время экспериментирования и работы с соленым тестом, доброжелательность.

 

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок»; рассматривание колосьев пшеницы, картинок с изображением хлебобулочных изделий, лепка баранок, сушек, крендельков из соленого теста;

Дидактическое обеспечение:

-  2 баночки (в одной мука, в другой  соль)

на столах у детей и у воспитателя: индивидуально для каждого по  2 тарелки, ложка - одноразовая посуда, 2 стакана с чистой водой, влажные салфетки (для вытирания рук).

 для лепки из соленого теста: дощечки с готовым тестом, стеки, влажные салфетки, фартук, косынки и колпачки по количеству детей, поднос, Воспитывать у детей интерес к творчеству,

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку.

2. Постановка цели и задач занятия.

Сегодня на занятие я расскажу  вам сказку, а еще мы научимся с вами лепить из соленого теска одного очень известного сказочного героя.

Говорят, было это в старину, когда сказки по небу летали и никого к себе не подпускали. Дед Архип залез на луну и ухватил там одну. Это присказка не сказка, сказка будет впереди.

Слушайте меня внимательно

    Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял сказочный  городок.  Его герб украшал пышный вкусный пирожок, а девизом города были  такие слова: «Главное - вовремя подкрепиться».

   Жили в этом  городе тетушка Плюшка и дядюшка Пирожок, и был у них племянник Колобок, родной брат всем известного Колобка, который сбежал от дедушки с бабушкой и стал великим путешественником. Колобки вообще любят путешествовать. Вот только увидеть их не просто. Особенно в наших краях. Климат для колобков у нас неподходящий: то холодно, то жарко, то слякотно, то засушливо.

    Загрустил Колобок, от печали даже черстветь начал. Панику подняли Воробушки озорные, веселые друзья Колобка. Они прибежали к Хлебу докторскому и тот, осмотрев заболевшего, собрал большой совет. Чтобы помочь Колобку в его беде жители города решили придумать новый рецепт теста.  Но сколько они не старались, у них ничего не получилось. И тогда дядюшка Крендель, предложил попросить помощи в других городах. Жители города написали письмо и разослали их по всему свету.  Так одно из этих писем к нам и попало. Ребята, как вы думаете, мы все вместе сможем исполнить заветную мечту, придумать новый рецепт теста для  Колобка.

В.: Ребята, из каких продуктов делают тесто, вы узнаете, отгадав загадки.

Первая загадка:

1. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

 Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука) показываю баночку с мукой.

 Молодцы ребята!!!

Вторая загадка: Без неё, ребята повар просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль

Вы конечно догадались-

Ну конечно –это… (соль) показываю баночку с солью

А как вы догадались, что это соль?

Воспитатель: Для чего нужна соль? (Соль необходима для приготовления пищи, испечь хлеб).

Воспитатель: Для чего нужна мука? (испечь хлеб, пирожки)

Давайте пройдем в лабораторию, и проведет опыты с этими продуктами.

Надевайте рабочую одежду, и присаживайтесь за столы.

Воспитатель. – Давайте все вместе рассмотрим муку, какая она и на что похожа, поможет вам в этом оборудование, которое находится на столе, как это называется? Правильно, лупа. Как вы думаете, для чего нужна лупа?

Воспитатель. Рассмотрели, теперь давайте расскажем,  что вы узнали о муке?   На  что похожа мука? Очень интересно. Какая она? Как узнал(а)? Что для этого использовала? Замечательно.

Дети.-  Она похожа на снег, вату, сахар, облака.

Воспитатель. - Почему?

Дети.  - Потому что белая.

Воспитатель. – Правильно. Молодцы. Возьмите ложечкой горсть муки и посыпьте ее на тарелочку (показ). Ребятки, посмотрите, мука сыплется. Значит она какая?

Дети. - Сыпучая, сыплется.

Воспитатель. – Давайте проверим, есть ли у муки запах.

Дети. – Нет, не пахнет. Она без запаха.

Воспитатель показывает сито? Что это?

Дети: Сито

Воспитатель: Зачем нам нужно сито?

Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора

Просеиваем через сито. 

Как вы думаете, почему мука легко просеивается? (состоит из мелких частиц)

Воспитатель предлагает попробовать на вкус.

Мука вкусная? (Нет). Мука какая? (Безвкусная)

Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить муку в воду и размешать. Что произошло?

Вывод: мука не растворилась, вода стала мутная.
Воспитатель. – А теперь  я предлагаю изучить соль. Какая она и на что похожа.

Воспитатель. –  Что вы узнали о соли? Какого цвета соль?

Дети. – Белая, как снег, как сахар, как мука.

Воспитатель. – Проверим какая она. Попробуем на вкус (соленая), насыпать.

Дети. – Она сыплется.

Воспитатель. – Есть у соли запах?

Дети. - Соль не пахнет.

Воспитатель Потрогаем ее ложечкой или пальцами. Мягкая?

Дети. – Нет, твердая, ложечка не проваливается. Она состоит из кристаллов.

Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито

соль: не вся просеивается, состоит из крупных кристаллов.

Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить соль в воду и размешать. Что произошло с солью?

Дети: не до конца растворилась. Опустилась на дно.

Воспитатель. Что Матвей  узнал  о соли?

1 ребенок. – Соль белая, твердая, сыпучая, без запаха, есть кристаллики, соленая.

 (2-3 индивидуальных ответа ).

.Воспитатель. – А чем похожи соль и мука.

Дети. – Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут), сыпучие.

В. – А чем они отличаются?

Воспитатель. Куда кладут Ваши мамы соль?

Дети. – В суп, в картошку, солят овощи на зиму.

Воспитатель. – Ребята, а если мы с вами попробуем смешать соль с водой и мукой, как думаете, что получится? (А мы сейчас узнаем)

Дети. – Тесто.

Воспитатель. – Какое бывает тесто? Тесто  бывает разное. Пельменное (делают пельмени), пирожковое, сдобное тесто. Что можно приготовить из теста?

Дети. – Булочки, пирожки.

Воспитатель:  А если в муку добавить много соли и немного воды, то получится…

Дети. – Соленое тесто. Какое тесто? (мягкое, нежное, гладкое)

Воспитатель. – Правильно. Его нельзя есть, зато можно из него делать поделки.

Физминутка  Ой, ребята, объеденье. Хлопки

С вами мы печём печенье

Замесили тесто, Помешивание по кругу

А тесту в миске тесно.

Тесто выпало на стол, Присели

Тесто шлёпнулось на пол,

Тесто убежало. Бег на месте

Начинай с начало

Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

Тесто ручками помнем (сжимать и разжимать пальчики).

Сладкий  тортик испечем (прихлопывать ладонями).

Серединку смажем джемом (круговые движения пальцами по ладони).

А верхушку, сладким кремом (круговые движения пальцами по ладони).

И кокосовою крошкой (сыпем «крошку» пальчиками обеих рук).

Мы посыплем торт немножко.

А потом заварим чай (пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук).

В гости друга приглашай! (ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы).

3 Объяснение и 4 Практическая работа

Возьмем тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Разделим его пополам, что само по себе очень важно, пополам значит на две равные части. Отложим одну часть в сторону. И вспомним приемы лепки. Кусочек теста лежит на ладошке. Вторая рука сверху. Круговыми движениями катаем шарик. Посмотрите, настоящий колобок!

А пока катаем, повторяем за мной:

 Чи-чи-чи - печет печка калачи.
Ча-ча-ча - как хочу я калача.
Чо-чо-чо - ах, как пальцам горячо.
Чу-чу-чу -  я  . молчу 

 Чтобы он не укатился, как в той сказке немного расплющим его. Колобок это живое существо. Он видит, слышит и даже поет. Кроме того, мы все знаем он от бабушки ушел и от дедушки ушел, значит у Колобка что есть? (ручки и ножки). На этот мир Колобок смотрит широко открытыми глазами. Отщипнем от теста кусочек размером с горошину. Разделим его пополам. Тремя пальцами – большой, указательный и средний, левой и теми же пальцами правой руки, вращая по кругу, слепим маленькие шарики. Работают одновременно обе руки. Чтобы глазки случайно не отвалились, прикрепим их с помощью воды. Как у вас красиво получается! А кто мне скажет, как можно сделать нос? (   ) Молодцы! Нос можно сделать так же, как и глаза – шарик. Маленькое замечание: ноздри нужно сделать снизу, иначе наш Колобок превратится в поросенка. А дальше как в песенки. Губки бантиком, бровки домиком, ушки лапоушки  и кепка на макушке. Если только вы не хотите сделать Колобку подружку.

Давайте немного проработаем сами, если кому-то понадобится моя помощь, я подойду. У вас у всех получается очень красиво. Осталось научить Колобка ходить. Точка, точка, запятая вышла рожица кривая, ножки, ручки, локоток – настоящий Колобок. Вот сказка и пришла к нам. Посмотрите на ваше маленькое произведение. Я думаю, что Колобок из города Вкуснятин всеми вами остался бы очень доволен.

5 Подведение итогов

  • -Выберем самую аккуратную работу
  • -Самого необычного колобка
  • -Самого весёлого колобка
  • -Самого маленького колобка.
  • -Самого большого колобка
  • -Самого модного колобка и т.д.

Ответить на вопросы обратной связи

  1. Что мне понравилось на занятии?
  2. Что мне не понравилось на занятии?
  3. Что мне больше всего запомнилось на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».

ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.  Знакомить с качественной характеристикой воздуха   (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Поможем зайчику спрятаться» (с элементами нетрадиционного рисования)

Конспект занятия  по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Поможем зайчику спрятаться» (с элементами нетрадиционного рисования)...

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспектзанятия по развитию речи через театрализованную деятельностьв средней группе«Путешествие в сказку» с использованием ТСО....

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму...