Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Данный конспект дает возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе
Тема: «Поможем Колобку»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств соли и муки.
Задачи:
- обучающие активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи
- развивающие – развиваем связанную речь,
учить высказывать свое мнение,
, развивать внимание, умение отвечать предложениями,
обогащать словарный запас детей качественными прилагательными (сыпучая, мягкая, твёрдая, )
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами муки и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .
Закрепить четкое произношение звуков ч, с помощью чистоговорок
Развивать мелкую мускулатуру
- воспитательные – воспитывать аккуратность во время экспериментирования и работы с соленым тестом, доброжелательность.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок»; рассматривание колосьев пшеницы, картинок с изображением хлебобулочных изделий, лепка баранок, сушек, крендельков из соленого теста;
Дидактическое обеспечение:
- 2 баночки (в одной мука, в другой соль)
- на столах у детей и у воспитателя: индивидуально для каждого по 2 тарелки, ложка - одноразовая посуда, 2 стакана с чистой водой, влажные салфетки (для вытирания рук).
для лепки из соленого теста: дощечки с готовым тестом, стеки, влажные салфетки, фартук, косынки и колпачки по количеству детей, поднос, Воспитывать у детей интерес к творчеству,
Ход занятия
- Организационный момент.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку.
2. Постановка цели и задач занятия.
Сегодня на занятие я расскажу вам сказку, а еще мы научимся с вами лепить из соленого теска одного очень известного сказочного героя.
Говорят, было это в старину, когда сказки по небу летали и никого к себе не подпускали. Дед Архип залез на луну и ухватил там одну. Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Слушайте меня внимательно
Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял сказочный городок. Его герб украшал пышный вкусный пирожок, а девизом города были такие слова: «Главное - вовремя подкрепиться».
Жили в этом городе тетушка Плюшка и дядюшка Пирожок, и был у них племянник Колобок, родной брат всем известного Колобка, который сбежал от дедушки с бабушкой и стал великим путешественником. Колобки вообще любят путешествовать. Вот только увидеть их не просто. Особенно в наших краях. Климат для колобков у нас неподходящий: то холодно, то жарко, то слякотно, то засушливо.
Загрустил Колобок, от печали даже черстветь начал. Панику подняли Воробушки озорные, веселые друзья Колобка. Они прибежали к Хлебу докторскому и тот, осмотрев заболевшего, собрал большой совет. Чтобы помочь Колобку в его беде жители города решили придумать новый рецепт теста. Но сколько они не старались, у них ничего не получилось. И тогда дядюшка Крендель, предложил попросить помощи в других городах. Жители города написали письмо и разослали их по всему свету. Так одно из этих писем к нам и попало. Ребята, как вы думаете, мы все вместе сможем исполнить заветную мечту, придумать новый рецепт теста для Колобка.
В.: Ребята, из каких продуктов делают тесто, вы узнаете, отгадав загадки.
Первая загадка:
1. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука) показываю баночку с мукой.
Молодцы ребята!!!
Вторая загадка: Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно –это… (соль) показываю баночку с солью
А как вы догадались, что это соль?
Воспитатель: Для чего нужна соль? (Соль необходима для приготовления пищи, испечь хлеб).
Воспитатель: Для чего нужна мука? (испечь хлеб, пирожки)
Давайте пройдем в лабораторию, и проведет опыты с этими продуктами.
Надевайте рабочую одежду, и присаживайтесь за столы.
Воспитатель. – Давайте все вместе рассмотрим муку, какая она и на что похожа, поможет вам в этом оборудование, которое находится на столе, как это называется? Правильно, лупа. Как вы думаете, для чего нужна лупа?
Воспитатель. Рассмотрели, теперь давайте расскажем, что вы узнали о муке? На что похожа мука? Очень интересно. Какая она? Как узнал(а)? Что для этого использовала? Замечательно.
Дети.- Она похожа на снег, вату, сахар, облака.
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Потому что белая.
Воспитатель. – Правильно. Молодцы. Возьмите ложечкой горсть муки и посыпьте ее на тарелочку (показ). Ребятки, посмотрите, мука сыплется. Значит она какая?
Дети. - Сыпучая, сыплется.
Воспитатель. – Давайте проверим, есть ли у муки запах.
Дети. – Нет, не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель показывает сито? Что это?
Дети: Сито
Воспитатель: Зачем нам нужно сито?
Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора
Просеиваем через сито.
Как вы думаете, почему мука легко просеивается? (состоит из мелких частиц)
Воспитатель предлагает попробовать на вкус.
Мука вкусная? (Нет). Мука какая? (Безвкусная)
Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить муку в воду и размешать. Что произошло?
Вывод: мука не растворилась, вода стала мутная.
Воспитатель. – А теперь я предлагаю изучить соль. Какая она и на что похожа.
Воспитатель. – Что вы узнали о соли? Какого цвета соль?
Дети. – Белая, как снег, как сахар, как мука.
Воспитатель. – Проверим какая она. Попробуем на вкус (соленая), насыпать.
Дети. – Она сыплется.
Воспитатель. – Есть у соли запах?
Дети. - Соль не пахнет.
Воспитатель Потрогаем ее ложечкой или пальцами. Мягкая?
Дети. – Нет, твердая, ложечка не проваливается. Она состоит из кристаллов.
Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито
соль: не вся просеивается, состоит из крупных кристаллов.
Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с водой, попробуйте добавить соль в воду и размешать. Что произошло с солью?
Дети: не до конца растворилась. Опустилась на дно.
Воспитатель. Что Матвей узнал о соли?
1 ребенок. – Соль белая, твердая, сыпучая, без запаха, есть кристаллики, соленая.
(2-3 индивидуальных ответа ).
.Воспитатель. – А чем похожи соль и мука.
Дети. – Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут), сыпучие.
В. – А чем они отличаются?
Воспитатель. Куда кладут Ваши мамы соль?
Дети. – В суп, в картошку, солят овощи на зиму.
Воспитатель. – Ребята, а если мы с вами попробуем смешать соль с водой и мукой, как думаете, что получится? (А мы сейчас узнаем)
Дети. – Тесто.
Воспитатель. – Какое бывает тесто? Тесто бывает разное. Пельменное (делают пельмени), пирожковое, сдобное тесто. Что можно приготовить из теста?
Дети. – Булочки, пирожки.
Воспитатель: А если в муку добавить много соли и немного воды, то получится…
Дети. – Соленое тесто. Какое тесто? (мягкое, нежное, гладкое)
Воспитатель. – Правильно. Его нельзя есть, зато можно из него делать поделки.
Физминутка Ой, ребята, объеденье. Хлопки
С вами мы печём печенье
Замесили тесто, Помешивание по кругу
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол, Присели
Тесто шлёпнулось на пол,
Тесто убежало. Бег на месте
Начинай с начало
Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
Тесто ручками помнем (сжимать и разжимать пальчики).
Сладкий тортик испечем (прихлопывать ладонями).
Серединку смажем джемом (круговые движения пальцами по ладони).
А верхушку, сладким кремом (круговые движения пальцами по ладони).
И кокосовою крошкой (сыпем «крошку» пальчиками обеих рук).
Мы посыплем торт немножко.
А потом заварим чай (пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук).
В гости друга приглашай! (ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы).
3 Объяснение и 4 Практическая работа
Возьмем тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Разделим его пополам, что само по себе очень важно, пополам значит на две равные части. Отложим одну часть в сторону. И вспомним приемы лепки. Кусочек теста лежит на ладошке. Вторая рука сверху. Круговыми движениями катаем шарик. Посмотрите, настоящий колобок!
А пока катаем, повторяем за мной:
Чи-чи-чи - печет печка калачи.
Ча-ча-ча - как хочу я калача.
Чо-чо-чо - ах, как пальцам горячо.
Чу-чу-чу - я . молчу
Чтобы он не укатился, как в той сказке немного расплющим его. Колобок это живое существо. Он видит, слышит и даже поет. Кроме того, мы все знаем он от бабушки ушел и от дедушки ушел, значит у Колобка что есть? (ручки и ножки). На этот мир Колобок смотрит широко открытыми глазами. Отщипнем от теста кусочек размером с горошину. Разделим его пополам. Тремя пальцами – большой, указательный и средний, левой и теми же пальцами правой руки, вращая по кругу, слепим маленькие шарики. Работают одновременно обе руки. Чтобы глазки случайно не отвалились, прикрепим их с помощью воды. Как у вас красиво получается! А кто мне скажет, как можно сделать нос? ( ) Молодцы! Нос можно сделать так же, как и глаза – шарик. Маленькое замечание: ноздри нужно сделать снизу, иначе наш Колобок превратится в поросенка. А дальше как в песенки. Губки бантиком, бровки домиком, ушки лапоушки и кепка на макушке. Если только вы не хотите сделать Колобку подружку.
Давайте немного проработаем сами, если кому-то понадобится моя помощь, я подойду. У вас у всех получается очень красиво. Осталось научить Колобка ходить. Точка, точка, запятая вышла рожица кривая, ножки, ручки, локоток – настоящий Колобок. Вот сказка и пришла к нам. Посмотрите на ваше маленькое произведение. Я думаю, что Колобок из города Вкуснятин всеми вами остался бы очень доволен.
5 Подведение итогов
- -Выберем самую аккуратную работу
- -Самого необычного колобка
- -Самого весёлого колобка
- -Самого маленького колобка.
- -Самого большого колобка
- -Самого модного колобка и т.д.
Ответить на вопросы обратной связи
- Что мне понравилось на занятии?
- Что мне не понравилось на занятии?
- Что мне больше всего запомнилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и исследовательской деятельности в средней группе
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Галка"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».
ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Знакомить с качественной характеристикой воздуха (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Поможем зайчику спрятаться» (с элементами нетрадиционного рисования)
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Поможем зайчику спрятаться» (с элементами нетрадиционного рисования)...
Конспект занятия по развитию речи средствами театрализованной деятельности в средней группе. Театрализованная игра «Под грибом»
Цель: создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре...
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспектзанятия по развитию речи через театрализованную деятельностьв средней группе«Путешествие в сказку» с использованием ТСО....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Мебель"
Занятие поможет активизировать и пополнить знания детей по теме "Мебель"....
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму...