Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр. Дидактическая игра "Стиральная машина". Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_2.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорных игр

Автор: Шаритдинова Наталья Викторовна

Организация: МАДОУ Детский сад №6

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

                                                                       В.А. Сухомлинский

         Ранний возраст является самым ценным возрастным этапом развития ребенка. Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Многие исследования показывают, что проблемы в речевом развитии начинаются еще в раннем возрасте Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям, у детей наблюдается отставание в развитии словарного запаса. Многим детям необходим толчок для развития.

         При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию, так как сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка раннего возраста, с другой – имеет самостоятельное значение. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

       В начале учебного года я проанализировала уровень сформированности сенсорного представления детей своей группы. Исходя из результатов мониторинга я сделала вывод, о том, что у детей плохо сформировано сенсорное представление. И для этого в работе начала применять дидактические  игры от простого к сложному. 

        Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности ( в совместной деятельности, в режимных моментах…)

        В познавательно-исследовательской деятельности знакомлю детей со свойствами и качествами природного материала, например, камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Детям очень интересно играть в такие игры-эксперименты, как "С кем подружится Капелька" (знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей), игра «Разноцветные льдинки», а также игры: «Теплая и холодная вода», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Погладим песочек» и др. Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.

         Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Проблемная ситуация, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить). Специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.

         В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий ),  игры с конструктором лего (крупным и мелким), игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками, др. Благодаря дидактическим играм по лепке, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения, закрепляются основные цвета спектра, др.

( «Угости петушка зёрнышками», «Орешек для белочки» и др. ). Рисование: игры с красками 4 цвета (на белом фоне, цветном, по мокрому,  пальцами, др).

          Игровая деятельность: Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!», «Кто быстрее перевезёт груз», др. Игры с куклами: «Кукла Маша  угощает друзей»,  «Уложим Катю спать» , «Купание кукол»,  «Куклы собираются на прогулку»,  «Оденем куколок на праздник», др. Дидактические игры в игровой деятельности также способствуют запоминанию сенсорных эталонов, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, др.

         Двигательная  деятельность: игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, колясками, катание с горки, др.) Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, ходьба по «Дорожкам здоровья». В двигательной деятельности у детей развивается ориентировка в пространстве, координация движений, др.

       Коммуникативная деятельность: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш). Пальчиковые игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что принёс Петрушка», др.    

       Музыкальная деятельность: игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, дудка). Игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры, народная игрушка (неваляшки, свистульки, др).

       Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группе, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.

       Чтение художественной литературы: детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Здесь я использую книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров, др.

 

         Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке останавливаю детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг (едет машина, каркает ворона и др.) При рассматривании цветов на клумбе, травы, игрового оборудования и др. обращаю внимание на основные цвета спектра, величину, количество, др. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый».  Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.

         Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.

          В работе по сенсорному развитию детей младшей группы я использую игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, я придерживаюсь следующих принципов:

• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.

• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

•Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.

• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.

• Принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей.

        Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие , технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

         Я стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.

А сейчас, я хочу предложить пособие, которое я использую.

Дидактическая игра для дошкольников «Стиральная машина».

Описание работы:

Дидактическая игра «Стиральная машина» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды. Обеспечивает развитие сенсорных навыков, а также способствует обогащению словарного запаса детей. Пособие «Стиральная машина» изготовлено из бросового материала

( картонная коробка, самоклеющаяся пленка)

В пособие входят:

Силуэты одежды из картона, корзина для белья (картон). Макет стиральной машины. (картонная коробка, обклеенная самоклеющейся пленкой)

Машина, а без колес,

С барабаном, но не стучит.

Полный бак, но нет бензина

Что же это…. (стиральная машина)

Цель: познакомить детей с бытовой техникой (стиральная машина), с ее предназначением.

Задачи:

Образовательная:

  Закрепить знания детей о предметах одежды.

  Обогатить словарный запас

  Закреплять умение выделять цвет, величину, как особое свойство  предметов.

  Формировать у детей правила безопасности с бытовыми приборами.

  Расширять и обогащать представления детей о трудовых действиях и результатах труда.

Развивающая:

  Развивать у детей память, мышление, воображение.

  Развивать у детей коммуникативные навыки к жизни и труду взрослых.

  Воспитывать у детей желание трудиться.

Методические приемы работы с пособием:

При работе с дидактической игрой используются такие формы работы, как беседа, рассматривание, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Разложи по цвету», «Разложи по величине», «Назови какого цвета юбка? и т.д.

        Посмотрите, на витрине

        У нас стиральная машина.

        Для нас белье перестирает

        И нас трудиться приглашает

        «Разберите на две части

        Платья и штанишки!»

        И работать начинают наши ребятишки…

Игра «Разберите на две части»

  • Быстро справились ребятки
  • Белье лежит в двух кучках,
  • А машинка вновь заданьем
  • Ребятишек учит:
  • «А теперь мои друзья,
  • Старанье проявите
  • И белье уже теперь
  • По цвету разложите!»
  • Вновь работа закипела
  • Дети принялись за дело
  • Игра «Разложи по цвету»
  • Все по цвету разложили
  • И в машину загрузили.
  • Игра «Что лишнее»
  • Игра поможет детям развить зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.
  • Ход игры:
  • 1 вариант:
  •     Ребенку предлагается ряд, состоящий из предметов одежды одинаковых по цвету.
  •     Задание:- Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.
  •     Например: три желтых платья и одни желтые брюки
  • 2 вариант:
  •   Ребенку предлагается ряд из четырех предметов одежды одинаковых по силуэту (юбки).
  •   Задание: - Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.
  •   Например: три зеленых и одна красная юбка.
  •   Игра поможет дать детям представление о правилах безопасности с бытовыми приборами.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Проект по самообразованию педагога "«Развитие познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".К.Д.УшинскийРечь традиционно рассм...