Проект по самообразованию педагога "«Развитие познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Казакова Марина Владимировна

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

Речь традиционно рассматривается в педагогике как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, память, воображение, эмоции. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Эффективность процесса формирования познавательно - речевых навыков у детей во многом зависит от организации в дошкольном учреждении комплексной работы по данному направлению с использованием современных технологий. Важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Отсюда следует, что для формирования познавательно-речевой активности дошкольников широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Актуальность метода наглядного моделирования состоит в следующим:

- мнемотехника облегчает детям овладение связной речью, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и развивает речемыслительную деятельность детей,

- приёмы мнемотехники позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации,

- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Проблема же состоит в том, что отмечается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Скудная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неумение построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, а также навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Один из факторов, облегчающие процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я решила  использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Отсюда, цель проекта: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

3. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы

(перекодирование информации);

4. Развивать творческие способности  воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;

6. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

8. Закрепить интерес дошкольников к активной речевой деятельности;

9. Воспитывать культуру речи.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛЯМБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОДНИЧОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № 1                                                                       ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ «07»  АВГУСТА 2014г.                                                                                              БОРИСОВА И.В.________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Развитие  познавательно – речевой

активности детей младшего дошкольного возраста

посредством мнемотехники»

     

                                                   

                             Подготовила: Кобзева Е.В.

воспитатель МБДОУ «Лямбирский

детский сад №2 «Родничок»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

Речь традиционно рассматривается в педагогике как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, память, воображение, эмоции. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Эффективность процесса формирования познавательно - речевых навыков у детей во многом зависит от организации в дошкольном учреждении комплексной работы по данному направлению с использованием современных технологий. Важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Отсюда следует, что для формирования познавательно-речевой активности дошкольников широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 

Актуальность метода наглядного моделирования состоит в следующим:

- мнемотехника облегчает детям овладение связной речью, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и развивает речемыслительную деятельность детей,

- приёмы мнемотехники позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации,

- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Проблема же состоит в том, что отмечается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Скудная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неумение построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, а также навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. 

Один из факторов, облегчающие процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я решила  использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Отсюда, цель проекта: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

3. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы

(перекодирование информации);

4. Развивать творческие способности  воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;

6. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

8. Закрепить интерес дошкольников к активной речевой деятельности;

9. Воспитывать культуру речи.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Гипотеза: использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.

Методология.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

 Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

 Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

 Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

 Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

 Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

 Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

 Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Начиная свою работу уже с детьми 2-3х летнего возраста, широко используя произведения народного творчества, которые близки и понятны детям своей простотой, звучностью, и ритмичностью. И тут на помощь приходили сначала картинки, плоскостные фигурки сказочных персонажей. Дети с радостью пересказывали содержание знакомых потешек и сказок. Например, детям очень трудно запомнить содержание потешки «Вот и люди спят…» и, сочетая наглядные картинки со словом, они воспроизводили слова и фразы. А при формировании навыков самообслуживания и гигиены ребяткам помогают нарисованные подсказки с показом трудовых действий. Всё это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и соответствующие потешку. Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это, кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Предметные модели формировали у детей умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки (мнемоквадраты): кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на карточке, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.

В первый год работы с применением мнемоквадратов дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением. То есть от отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связного высказывания. Они стали более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой.

На последующем этапе ввожу небольшое усложнение: вместо обычных картинок применяю силуэтные картинки и новый вид моделирования – замещение, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

В группе среднего дошкольного возраста я решаю следующую задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемодорожек. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Мнемодорожки так же использовались в непосредственной образовательной деятельности «Познание», «Безопасность», «Социализация», в совместной деятельности с детьми при организации игровой, трудовой деятельности. Интеграция в непосредственной образовательной деятельности позволяет повысить уровень развития речевых умений и навыков.

В старшем дошкольном возрасте дети будут учиться устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов перейдём к работе по мнемотаблицам. Содержание мнемотаблиц — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное надо передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Анализ внутренней ситуации.

Таблица № 1 . Анализ достижений.

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Педагог обладает научно-теоретическими знаниями проблем развития речи дошкольников, активно применяет их в своей педагогической деятельности, творчески подходит к их практическому применению в процессе воспитательно-образовательной работы.

2. Предметно-развивающая среда оптимально способствует созданию психолого-педагогических условий развития речи детей, преодоления и предупреждения ее нарушений, ее содержание соответствует как возрастным, так и индивидуально-подгрупповым особенностям речи дошкольников; педагог творчески подходит к ее организации.

3.Владение педагогом образной, эмоциональной и интонационно выразительной речью.        

1.Недостаточное финансирование детских садов.

2.Недостаточное использование педагогом инновационных технологий.

Возможности

Угрозы

1. Комфортная атмосфера для развития речи у дошкольников.

2. Поддержка инновационной деятельности.

3.   Вовлечение родителей в образовательный процесс.

4.   Проектная деятельность.

1.Финансовые затруднения при организации образовательного процесса.

2.Изучение педагогом новых, инновационных технологий, самообразование педагога.

Что делать?

Что делать?

1. Изучить передовой педагогический опыт, передовые технологии, методики по данному вопросу.

2. Разработать проект.

3.Вовлечь родителей в образовательный процесс.

4. Использовать в работе ИКТ. 

1.  Пройти обучение на курсах повышения квалификации.

2. Самообразование по вопросу использования мнемотехники в развитии речи.

3. Повысить компетентность родителей.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь);

2. Внедренческий (октябрь-апрель)

3. Заключительный (май)

1. Подготовительный (Сентябрь)

- изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;

Таблица №2. Поиск путей совершенствования мнемотехники в развитии речи детей.

№ п/п

Ученые

Работы

1

Ткаченко Т.А.

Использование схем в составлении описательных рассказов

2

Полянская, Т. Б.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

3

Омельченко Л.В.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

4

Большева, Т. В.

Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники

5

Малетина, Н.

Моделирование в описательной речи детей с ОНР

6

Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.

Развитие речи, подготовка к освоению письма

- изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

- подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))

- консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников

- родительские собрания по проблеме исследования.

- проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп.

Исходя из диагностики, проведенной в начале учебного года в средней группе, сделала вывод: дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов, результаты диагностики дали низкий результат по разделу «Развитие речи». См. Таблицу №3

В сентябре было продиагностировано 13  воспитанников.

Таблица №3. Результаты диагностики детей.

Вид задания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. «Придумай как можно больше слов на букву».

2

7

4

2.«Образуй предложения с данными словами».

2

5

6

3.Как будет называться маленький предмет?

3

6

4

4.Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

0

6

7

Высокий уровень показало 13,4% воспитанников.

Средний уровень показало 46,3 % воспитанников.

Низкий уровень показало 40,3%  воспитанников.

2. Внедренческий (Октябрь-апрель)

С педагогами:

  • Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)
  • Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
  • Использование педагогами в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов, составлении творческих рассказов природоведческого характера, пересказах сказок, использование тематических коллажей при составлении творческих рассказов (« Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.)
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов
  • Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
  • Мастер-классы
  • Круглый стол
  • Открытые показы занятий для педагогов ДОУ

С воспитанниками:

для обучения детей связной речи мы использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, коллаж, пиктограмма, опорная схема и многое другое.

Значение метода мнемотехники:

  • возможность использования в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность».
  • используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
  • проявляются и реализуются потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
  • Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Работа с родителями:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
  • Выпуск буклетов
  • Выпуск газеты
  • Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
  • Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов

3.Заключительный (Май)

  • Проведение итоговой диагностики
  • Обобщение и распространение полученных результатов
  • Анкетирование педагогов

Ожидаемые результаты: 

- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. 

Мониторинг.

Для мониторинга проекта было назначено 3 диагностики успеваемости детей. Использовалась диагностика, проведенная в начале учебного года, которая и показала изъяны в развитии речи детей. Промежуточная – в декабре (Диагностическая игра «Моя семья»), после проведения которой было уже понятно, что составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц – это эффективный метод развития речи. У детей обогатился словарный запас, воспитанники стали с большей охотой рассказывать, составлять рассказы, при этом им помогала мнемотаблица. Дети сделали первые шаги в самостоятельном создании мнемотаблицы, которые, конечно еще необходимо совершенствовать. Третья диагностика назначена на май месяц. Надеюсь, что к этому времени у детей увеличится круг знаний об окружающем мире увеличится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас выйдет на более высокий уровень; дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Общие результаты развития

 познавательно - речевой активности посредством мнемотехники

год        уровень

Высокий

Средний

Низкий

2013-2014уч.г.

7%

10%

83%

2014-2015уч.г.

12%

18%

70%

В результате:

  • Разработана план - программа по развитию речи с использованием мнемотехники
  • Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ
  • Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
  • Повысился уровень педагогического мастерства  педагогов ДОУ
  • Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции
  • У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

Я уверена, что чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речевая активность является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Использование приёмов мнемотехники с младшего дошкольного возраста способствует расширению и  обогащению  словаря, развитию грамматического строя,  связной речи воспитанников 3-7 лет.

Список использованной литературы:

1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большова Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001

3. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003

4. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.

5. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

6. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

7. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

8. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

9. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

11. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.

12. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.

13. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

14. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

15. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Концептуализация и пути реализации.

Этапы работы с детьми 4-5 лет.

Таблица №4. Работа на занятиях по развитию речи.

Месяц

№ п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Рассказывание об игрушке.

Учить:

- составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы;

- правильно произносить в словах звуки с, сь;

-вслушиваться в звучание слов.

2.

Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Учить:

- составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно;

- соотносить слова, обозначающие названия животных, с названием их детенышей.

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках)

Октябрь

3.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление описательного рассказа.

Учить:

- перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;

- пользоваться точными наименованиями для названия детенышей  животных.

Ноябрь

4.

Рассказывание об игрушках.

Учить:

- описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы;

- задавать вопросы и отвечать на них.

Развивать навыки диалогической речи.

5.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказапо картине с помощью мнемотаблицы.

Учить составлять короткий рассказ из личного опыта.

Декабрь

6.

Моя семья.

Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи.

7.

Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Учит:

- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;

- выделять звуки в слове;

- подбирать слова на заданный звук.

Январь

8.

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

- в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

- в образовании названий посуды;
- выделять звуки в слове.

Февраль

9.

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Учить:

- составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине «Мама моет посуду».

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

10.

Описание овощей. Определение овощей на ощупь, по словесной характеристике.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.

Закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнемотаблицы.

Расширять представление об овощах.

Учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать их.

Март

11.

Составление описательного рассказа по картине «Куры».

Учит:

- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;

- сравнивать петуха, курицу и цыплят.

Апрель

12.

Составление описательного рассказа об игрушках.

Составить простейшую мнемотаблицу совместно с детьми.

Учить:

- составлять  описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Май

13.

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

14.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

Учит:

- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;

- выделять звуки в слове;

- подбирать слова на заданный звук.

Потренироваться  детям в составлении простейшей мнемотаблицы самим. 

Таблица №5. Работа с детьми в совместной деятельности на прогулке.

   

Месяц

№ п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Беседа «Наш детский сад». Составление описательного рассказа на заданную тему с помощью простейшей мнемотаблицы.

Познакомить с детским садом: с группой,  с работниками, с новыми детьми.

Попытаться составить небольшой рассказ на тему «Мой детский сад» с помощью мнемотаблицы.

2.

Про насекомых

Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое.

Воспитывать любовь даже к самым маленьким насекомым.

Развивать наблюдательность, внимание.

Октябрь

3.

Подарки осени

Изучить огород  детского сада.

Составить небольшой описательный рассказ по образцу рассказа воспитателя.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

4.

Листопад

Составить несколько предложений о листопаде, побудить описать понравившийся им лист.

Воспитывать любовь к родной природе, к родной земле.

5.

Огород

Продолжить изучение огорода детского сада.

Составить небольшие описательные рассказы  про морковь и свеклу.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ноябрь

6.

Перелет птиц

закрепить с детьми знания о сезонных изменениях природы и наблюдать за осенним перелетом птиц.

Заинтересовать детей для составления рассказа «Перелет птиц», составить вместе с детьми описательный рассказ.

7.

Первый снег

Прочитать стихотворение первый снег, составить  рассказ о первом снеге.

Развивать наблюдательность.

Декабрь

8.

Зимняя прогулка

Закрепить знания детей о зиме, о том как звери  готовятся к зиме; формировать понятие причинно- следственных связей и закономерностей явлений природы.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

9.

Снегири

Заинтересовать детей для составления рассказа «Снегири», составить вместе с детьми описательный рассказ.

Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь , утешить.

Январь

10.

Снеговик

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

Развивать наблюдательность, внимание, наглядно – действенное мышление.

Февраль

11.

Зима

Закрепить знания детей о зиме; формировать понятие причинно- следственных связей и закономерностей явлений природы.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

12.

Зимняя одежда

Обучать составлению небольшого текста; развивать память, мышление, внимание.

Март

13.

Весна пришла

Закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них.

14.

Тает снег.

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.

Упражнять детей в описывании весеннего тающего снега.

Апрель

Космос

Заинтересовать детей для составления рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

Воспитывать интерес для познания всего нового.

Май

Деревья на участке

Помочь составить описательный рассказ о понравившемся дереве на участке.

Воспитывать доброе отношение к природе,  любовь к растениям и деревьям.

Лето

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Лето», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Составить простую мнемотаблицу детям.

Упражнять детей в описывании лета.

Таблица №6.  Работа с детьми в совместной  деятельности.

 

Месяц

№ п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Как я провел лето.

Попытаться составить небольшой рассказ на тему «Как я провел лето» с помощью мнемотаблицы.

2.

Мои поступки.

Упражнять детей в умении рассказывать о своих поступках с использованием наглядного материала и мнемотаблицы.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Приучать детей к выполнению правил культуры поведения.

Воспитывать сочувствие, сострадание.

Развивать самооценку, самокритику.

Октябрь

3.

Описание одежды.

Учить описывать зимнюю одежду с помощью мнемотаблицы.

Правильно называть предметы зимней одежды;

Формировать представление о назначении зимней одежды.

Ноябрь

4.

Профессии.

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Профессии».

Составить описательный рассказ с помощью воспитателя.

5.

Одежда.

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Одежда».

Обучать составлению небольшого текста по мнемотаблице.

Развивать память, мышление, внимание.

Декабрь

6.

Пассажирский транспорт.

Обогатить и уточнить:

- представление о пассажирском транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

7.

Праздник  нового года

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Праздник Нового года».

Составить рассказ об этом празднике с помощью мнемотаблицы.

Воспитывать доброе отношение к друзьям, побудить желание помочь своим друзьям.

Январь

8.

Моя любимая игрушка.

Учить:

- составлять  описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Февраль

9.

Папы, дедушки- солдаты.

Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

Потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя.

10.

Мой друг.

Потренироваться в описании своего друга при помощи мнемотаблицы.

Воспитывать доброе отношение к друзьям, побудить желание помочь своим друзьям.

Март

11.

Моя мама лучше всех.

Дать доступные детскому пониманию представление о празднике 8 марта как о празднике всех мам и бабушек.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.

Побудить желание описать каждому ребенку свою маму.

Воспитывать любовь и бережное отношение к маме.

Апрель

12.

 Скворцы прилетели.

Закрепить знания детей о весне о перелетных птицах.

Формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Упражнять детей  в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.

Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Май

13.

Посуда.

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Посуда».

Потренироваться в описании посуды показанной воспитателем, находить сходства и отличия.

Приучать детей к выполнению правил культуры поведения.

14.

Ухаживаем за цветами.

Упражнять детей  в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Воспитывать бережное отношение к цветам, проявлять заботу о них.

Таблица №7. Самостоятельная деятельность детей, организованная педагогом.

Вид деятельности

Тема

Задачи

1

Дидактическая игра.

Профессии

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной  воспитателем таблице.

2

Дидактическая игра

Мое любимое животное

Описать любимое животное с помощью мнемотаблицы предложенной воспитателем.

3

Дидактическая игра

Любимый праздник.

Рассказать о празднике, который больше всего дорог каждому из детей.

Потренироваться в составлении мнемотаблицы с помощью воспитателя.

4

Диагностическая игра

Моя семья

Составить простейшую мнемотаблицу о своей семье, при затруднении с помощью воспитателя.

Рассказать о своей семье с помощью своей мнемотаблицы.

5

Дидактическая игра

Времена года.

Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице.

Предложить детям самим составить таблицу.

6

Дидактическая игра

Мой друг.

Составить мнемотаблицу.

Рассказать детям о своем друге.

Остальным угадать о ком рассказывют.

7

Дидактическая игра

Мое  любимое занятие.

Составить мнемотаблицу.

Рассказать о любимом занятии по своей  мнемотабице.

Таблица №8. Работа с родителями.

№ п/п

Форма проведения

Содержание работы

Сроки

1.

Родительское собрание

Развитие речи детей на пятом году жизни.

Сентябрь

2.

Консультация для родителей

Как учить ребенка описывать увиденное?

Октябрь

3.

Папка передвижка

Что такое мнемотехника?

Ноябрь

4.

День открытых дверей.

Просмотр родителями открытого занятия по теме «Моя семья».

Декабрь

5.

Папка передвижка

Составляем и используем мнемотаблицы дома .

Февраль

6.

Консультация для родителей

Развиваем и обогащаем словарный запас детей.

Март

7.

Родительское собрание

Итоги работы по развитию речи с помощью мнемотехники.

Май