Буклет "На что обратить внимание до школы"
тест по развитию речи (подготовительная группа)

Наумова Ольга Сергеевна

Данный материал предназначен для родителей и педагогов, воспитывющих детей 6-7 лет. Предлагается диагностический материал по проверке речевой готовности детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_roditeley_do_shkoly_1_god.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

   В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

   Уважаемые родители, как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:

1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?

2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?

3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?

4. Насколько богат его словарный запас?

5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?

6. Хорошо ли владеет связной речью?

   Почему так важно уметь различать похожие звуки на слух? Разве недостаточно того, что ребенок нормально произносит все звуки?

   Если проанализировать ошибки дисграфиков, то можно сделать вывод, что они возникают как раз из-за того, что ребенок не умеет правильно анализировать звуки, из которых состоят слова.

У такого ребенка плохо развит фонематический слух. Ученик не может составить слоги из букв, а слова из слогов. Когда он читает, с трудом улавливает смысл каждого слова – ведь когда он дочитывает слово до конца, начало уже забыто.

   Похожие звуки часто кажутся дошкольнику одинаковыми: Д и Т, З и С, П и Б. Если не провести специальную работу по их различению, в школе неизбежны будут ошибки: вместо «коза» будет написано «коса», вместо «крыса» — «крыша», вместо «ландыш» — «ландыс».

Как маме проверить своего ребенка до школы?

Подберите картинки с похожими звуками (можно найти их в интернете и показывать ребенку с экрана компьютера).

Дочка – Точка

Сажа – Саша

Крыса – Крыша

Бочка – Почка

Горка – Корка

Сайка – Зайка

Ямка – Лямка

Ложки – Рожки

Коза – Коса

Челка – Щелка

Цвет – Свет                   и т. п.

Мама должна называть картинки, а ребенок молча показывать пальцем.

Картинки называются строго в единственном числе, в именительном падеже, в разной последовательности.

   Чтобы оценить результат, внимательно понаблюдайте за поведением ребенка: сразу ли он находит нужную картинку или затрудняется в нахождении правильной; смотрит на губы матери; требуется ли повторять для него каждое слово?

   Если малыш хорошо различает звуки, он будет уверенно и правильно показывать все картинки.

   Если малыш не различает некоторые звуки речи на слух, он заменяет их и в устной речи, а в дальнейшем будет ошибаться и в письме.

   Обнаружив любые нарушения в речи своего ребенка, как можно скорее обратитесь к логопеду. Не стесняйтесь рассказать о своих волнениях. Специалист осмотрит малыша и даст вам необходимые рекомендации, возможно, будет необходимо посещать логопедические занятия.

Консультация логопеда для родителей:

 

Речевая готовность

На что обратить внимание до школы?

Составитель:  Учитель-логопед МАДОУ №22

Наумова О.С.

   Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

   Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

   Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

   Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

   Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

   Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

   Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

   Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

   Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На что обратить внимание до школы

Консультация  логопеда для родителей...

Информация для родителей: На что обратить внимание до школы?

Представлен материал для родителей по готовности воспитанников подготовительных  групп к школьному обучению. В доступной форме кратко обозначены проблемы речевого развития дошкольников, диагности...

«На что обратить внимание до школы»

Уважаемые родители!Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу, а значит, пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов (память, внимание, мышление, во...

На что обратить внимание до школы?

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и ...

На что обратить внимание до школы

консультация для родителей...

На что обратить внимание до школы?

На что обратить внимание до школы?...

Консультация для родителей: "На что обратить внимание до школы"

Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу, а значит, пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов (память, внимание, мышление, вообра...