Конспект НОД по развитию речи "9 Мая - великий День Победы" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бойцова Анна Викторовна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему: «9 Мая — великий День Победы»

 

 

Подготовила:  

учитель – логопед МАДОУ № 101 «Берёзка» г. Тюмень

Бойцова А. В.

 

Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы педагога с детьми, обсуждения актуальной темы);

Интеграция образовательных областей«социально-коммуникативное развитие»«познавательное развитие»«речевое развитие»«художественно-эстетическое развитие»«физическое развитие»;

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;

Программные задачи:

Образовательные:

- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;

- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

Развивающие:

- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;

- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

- Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;

- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Методы и приемы:

- практический: игра «Каким должен быть воин?», физминутка «Самолеты»;

- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада Победы;

- словесные: рассказ педагога, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, слайды военной тематики;

Фотографии и иллюстрации боевых сражений, памятников, Парада Победы;

Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война»

А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, аудиозапись со звуками стрельбы;

Георгиевские ленточки по количеству детей;

Подборка книг на военную тематику;

Санитарная сумка.

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;

Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о ВОВ;

Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;

     Словарная работа: война, воин, солдат, боец, фронтовик, фронт, тыл, герой, город-герой, подвиг, памятник, обелиск, монумент, стела, враг, Великая Отечественная война, фашисты, блокада, добрый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, выносливый, наблюдательный, санитарка.

 

 

1. Вводная часть

Педагог: - Ребята, какой сегодня солнечный день! Как ваше настроение?... Замечательно, тогда давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Давайте передадим тепло друг другу.

А теперь закройте глаза и послушайте тишину. В тишине можно услышать много разных звуков: шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.                                                                                

Педагог включает звуки военных действий.

Педагог: - Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышим ли мы эти звуки в повседневной жизни? Когда раздаются такие звуки?

Педагог: - Хотите узнать больше о ВОВ? Замечательно! Тогда присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

Педагог: в 1941 году война пришла на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить и разграбить богатства нашей страны. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на больницы и жилые дома. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.

Ребенок:

Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

                               К. Симонов

Педагог предлагает прослушать отрывок песни «Священная война».

Педагог: - Ребята, а вы знаете сколько длилась ВОВ? (Четыре года воевал с врагами наш народ). Людей сплотила общая беда и они каждый день сражались за Родину. Вот тогда была написана песня «Священная война».

Педагог: Враги изо всех сил рвались к Москве, как вы думаете почему? (хотели как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей Родины) (показ слайдов). Фашисты громили и разрушали все на своем пути в разных городах и селах. И город Санкт-Петербург в годы войны перенёс тяжелейшие испытания - вражескую блокаду. Кто вспомнит, как раньше назывался этот город и сколько длилась блокада? (ответы детей) (город назывался Ленинградом, блокада была 900 дней) Фашисты окружили Ленинград плотным кольцом. Жителям города нечего было есть. Зимой по льду ладожского озера проходила Дорога жизни, по которой возили в город продукты. Этих продуктов было очень мало. Люди умирали от голода и холода. Многие дети остались сиротами. Кто мне скажет, что это значит? (ответ ребенка). (Показ слайдов). После окончания войны городам, прославившимся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны, присвоено звание городов-героев. Тринадцать городов современной России, Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны(показ слайдов с перечеслением городов - героев). В процессе просмотра дети дополняют рассказ педагога, высказывают свое мнение.

Гимнастика для глаз

Педагог: - а теперь предлагаю сделать гимнастику для глаз.

 

***

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
 


Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

 

Педагог: Трудное и голодное наступило время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Дети нередко убегали на фронт, и вместе со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали героями. С самого начала войны многие мальчишки и девчонки трудились в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, собирали вещи в армию для русских солдат. Ребята, а кто мне скажет, в чем была разница между фронтом и тылом? (ответы детей)

Педагог: - Ребята, как вы думаете, что такое «подвиг»«героический поступок»?

Дети высказывают свое мнение.

Педагог: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя других. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Медицинские сестры и санитарки выносили раненых воинов с поля боя, оказывали им первую помощь. Героические медсестры и врачи спасли жизни тысячам солдат и офицеров. Воевать на фронте, сражаться с врагами – это конечно совсем не женское дело. Но в годы войны не только сестры милосердия, но и отважные летчицы, связистки, стрелки, разведчицы приближали нашу Великую победу.

Выходит, ребенок с санитарной сумкой через плечо,

Читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовая сестричка»

…Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком солдат снаряда солдат

Шепчет сестричка «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Все позабыла: опасность и страх.

Вынесла с боя на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Игра «Каким должен быть воин?» Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества воина – защитника (добрый, храбрый, отважный)

Педагог: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?

Дети: Такого человека называют герой!

Педагог: во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.

Педагог: о войне было сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете, назовите их, как вы понимаете смысл пословиц (обсуждение лексического значения пословиц):

Солдатское дело – воевать храбро и умело!

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Где смелость, там и победа.

С родной земли умри – не сходи!

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в военных летчиков и поиграть в игру «Самолет».

Физкультминутка «Самолёт»:

Руки ставим мы вразлёт(Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем ладоши.)

Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место ты садись! (Сели на места.)

Педагог: - Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все радовались, и в честь этой победы на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. В этом году, наша страна будет отмечать 77 годовщину со дня Победы. (Звучит отрывок песни «День Победы»). Много людей погибло в этой страшной войне. Вечная память нашим героям, защитившим нашу Родину. Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Какие вы знаете? (ответы детей)

Педагог: Ребята у нас в городе тоже есть герои, наши земляки. В честь этих героев, их именами названы улицы в Тюмени. А вы знаете их имена? (ответы детей) – Мария Мельникайте, Иван Безносков, Борис Опрокиднев, Виктор Худяков, Иван Иванович Федюнинский, Роман Новопашин, Тимофей Чарков, Василий Гольцов и это еще далеко не весь список.

Педагог: В День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто такие ветераны? (ответы детей). Это солдаты Великой Отечественной войны, а сейчас – бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей) Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.

Ребенок«Великая Победа»

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посылала на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

Педагог: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В день Победы люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленте? Что они означают?

Ответы детей: черный – дым, оранжевый – огонь.

Педагог: правильно, а сейчас я бы хотела поделиться с вами такими же ленточками, чтобы вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших прадедов.

Педагог раздает георгиевские ленты.

Педагог: -Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: Много нового мы узнали о празднике Дне победы, о героях войны.

Педагог: Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на занятии.

Я думаю, что вы будете достойными защитниками нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Праздник победы2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д / с № 101 г. Тюмени составила Бойцова Анна Викторовна , учитель-логопед 2022 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. "9 Мая - День Победы"(старшая группа)

Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников: закрепить знания детей о том. что 9 Мая - День Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Вели...

Сценарий музыкально-литературной композиции « Чтим Великий День Победы!» старшая группа

Сценарий музыкально-литературной  композиции   « Чтим Великий День Победы!" старшая группа...

Конспект интегрированной ОД по познавательному развитию «9 мая - Великий день Победы» для детей среднего дошкольного возраста

Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат систематической познавательно-воспитательной работы, в результате которой у детей формируются элементы патриотизма.Наша задача...

Патриотическое воспитание дошкольников. Тематическое музыкальное занятие "Чтим Великий День Победы". Старшая группа.

Цель: Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордос...

Конспект НОД "9 мая - И был великий день Победы"

Конспект по знакомству с днем Победы....